Жил певчий дрозд




25.02.2013
Автор проекта


_____1

Фильм "Жил певчий дрозд"  неспешен и многослоен. Любознательный обаятельный герой скользит по жизни начиная и не завершая массу дел. Гия не просто страшно любопытен — он жаден до жизни.

Без конца решает чьи то вопросы, становится частью чужих планов, хотя и свои у него, вроде бы, есть. Знаки судьбы преследуют Гию - несколько раз он мог погибнуть, прежде чем действительно погибает.  

Гия Агладзе живет в Тбилиси, сочиняет оперу. Сюжет был заимствован из сказки о бедняке, который полюбил царевну и, сразившись с большим количеством злодеев, добился  взаимности.

Гия - человек редкого обаяния, мгновенно располагающий  к себе, все время импровизирует, очаровывая и вовлекая в себя барышень. Друзья героя являются нам уткнувшимися во всевозможные оптические приборы. Глядя, как работают друзья, ему и самому всегда страстно хотелось «засесть». Он представлял себе, как это будет выглядеть: рояль, исписанные листы нотной бумаги, работа спорится, телефон отключен. Вот только жаль: сегодня уже поздно, надо начинать с утра.

Он пристально вглядывается в жизни других, но нет паузы для всматривания в себя.  За кадром часто звучит его недописанная мелодия, наш герой композитор, хоть и играет в оркестре оперного театра на литаврах. 

Фильм для нас, избалованных современными "экшенами", не привычен: в замедленном темпоритме, черно-белый. При этом затягивает в себя.Несомненны талант сценаристов (великолепный дуэт кинодраматургов Семёна Лунгина и Ильи Нусинова - они написал "либретто" сценария, который доработали грузинские сценаристы) и режиссера. Ведь эта незамысловатая история не сложившегося композитора заставляет задуматься о своей жизни зрителя. Именно этот индивидуальный контекст, объем, смысл вне очевидного сюжета и есть для меня признак талантливой картины или спектакля. Где грань между вкладывать себя и тратить? Как услышать музыку и ритм предназначения своей души в суматохе будней встреч и хлопот. Служение другим, когда оно становится потерей себя. Или это только так кажется на первый взгляд, и жизнь именно в таком служении и была тем опытом, за которым приходила Душа нашего героя. Скорее всего, о нем будут помнить многие и долго. Свет и Любовь сопровождали его хлопоты обо всех.

Картина о человеке, который всей своей натурой был обращён к людям, считая их дела куда более важными, нежели свои собственные, — в этом любовном бескорыстии и проявлялась его личность.

Фильм «Жил певчий дрозд» прочно привязан к реалиям современной жизни. В нём торжествует «поток жизни большого южного города — солнечный, шипучий, словно струя боржоми, с лёгкими, лопающимися пузырьками встреч и улыбок, с мельканием лиц, с постоянной сменой мест действия». Фонограмма фильма состоит из реальных звуков и шумов, записанных на улицах оживлённого Тбилиси. В ленте Иоселиани нет ни одного профессионального актёра, а само действие развивается в реальных интерьерах, вынесено на шумные улицы и перекрёстки грузинской столицы.

Отар Иоселиани после московской премьеры «Певчего дрозда» (май 1971 года): «Гия уходит из жизни, не выполнив до конца своё истинное человеческое призвание, не реализовав настоящие ценности, заложенные в его душе. И поэтому наш фильм в конечном счёте — о человеке, развеявшем свой талант по ветру.Поэтому мы лишь хотели предложить зрителю задуматься над рассказанной историей, как бы напомнить о том, что высшее предназначение человека на земле — это творческое деяние, что человек должен оставить после себя какой-то реальный след в жизни…»

И еще цитата режиссера: «Молодой человек носится по городу, всем пытается услужить, со всеми пытается быть любезным и не находит ни одной минуты для того, чтобы заняться намеченной им работой. Гия - композитор, но работает в оперном оркестре и играет он на инструменте, который не требует постоянного его присутствия. Этот инструмент называется литавры. Надо ударить по ним раз - потом длинная пауза, иногда до последнего акта. И потом надо прийти вовремя, чтобы ударить еще раз в финале. А в промежутке между всем этим он успевает совершить немало странных и нелепых поступков, за которые его почему-то все любят». 

Фильм Иоселиани "Певчий дрозд" называют одним из лучших фильмов ХХ века, он входит в сотню лучших отечественных кинофильмов. Возможно. Меня, во всяком случае, он заставил задуматься.

Интервью с Отаром Иоселиани здесь

http://atmeclub.com.ua/articles/v-cheloveke-zalozhen-instinkt-byt-upornym-zaschischat-slabyh-i-borotsya-za-pravdu

http://www.ex.ua/view/1127514

смотреть можно здесь





Другие статьи