Сказочный эльф Золотого века Голливуда




27.05.2012
Евгений Гороховский


Annex_-_garbo__greta__anna_karenina__02

В будущем гoду все почитатели Десятой Музы отметят  90-летие звездного дебюта Гpeты  Гарбо. Пресса и восторженная публика удостоили ее титула «божественной», сделали жизнь актрисы объектом мифологизации. Многочисленные описания карьеры эмигрантки, восшедшей на престол Королевы Голливуда, пестрят информацией, где правда неотделима от вымысла и даже прямой клеветы. Достоверных фактов - немного. И среди них свидетельства того, что взлет ее на европейский киноолимп, американский триумф и спокойная жизнь после внезапного - очень раннего ухода из Большого Искусства, состоялись лишь благодаря нескольким нашим землякам ...

6 июля 1925 г. с трансатлантического лайнера, прибывшего из Европы в гавань Нью-Йорка, сошла молодая леди. В ее сумочке был паспорт на имя шведской гражданки Греты Ловисы Густаффсон и контракт с голливудской студией «Метро-Голдвин-Майер», согласно которому она, известная также под артистическим псевдонимом «мисс Гарбо», была приглашена на работу с оплатой US $400 в неделю.

В тогдашней Америке имени Греты Гарбо почти никто не знал, хотя в Старом Свете она уже считалась звездой после участия в двух кинохитах - шведской картине «Сага о Йесте Берлинге» (1923) и немецком фильме «Безрадостный переулок» (1925).

Грета Гарбо в фильме "Дама с камелиями"

Около двух месяцев приезжая изнывала от жары в номере нью-йоркского отеля, в ожидании вызова со студии. Артистка отбыла на западное побережье США, еще не подозревая, что вскоре десятки немых и звуковых лент с ее участием покорят сердца миллиардов зрителей на всех континентах Земли; что ее будут принимать как равную короли, президенты и премьеры. Но она сама оставит Голливуд,  ради обретения Покоя укрывая от навязчивых поклонников мраморно- безупречное совершенство своего лица.

«Она - олицетворение истинной красоты; такой тип удается найти для экрана один раз в сто лет». Эти слова принадлежат Главному Учителю Греты Гарбо - классику шведского и мирового кино Морицу Стиллеру ...

Биографии Прекрасной Галатеи и ее Пигмалиона  были во многом схожими. Она - дочь больного обездоленного бедняка (иногда получавшего работу по уборке улиц Стокгольма)  и крестьянки. Он - выходец из еврейской черты оседлости царской России (Беларуси или Северной Украины), эмигрировавший на Запад и сделавший карьеру в Швеции без чьей-либо помощи и поддержки.

Она - бывшая парикмахерша, продавщица, рекламная модель, выдержавшая с блеском конкурс на стипендию в Королевской академии драматического искусства, опередив сотни конкурентов. Он - автор сенсационного боевика «Эротикон» и серии блистательных экранизаций скандинавской литературной классики, «положивший глаз» на 18-летнюю студентку при отборе статистов для грандиозного проекта - экранизации романа Нобелевского лауреата Сельмы Лагерлёф «Сага о Йесте Берлинге».

Работая над этим фильмом, 40- летний режиссер вылепил из 18-летней дочери разнорабочего ... аристократку - графиню Дону-Элизабет, хозяйку необыкновенного романтического мира шведской области Вермланд.

«Для меня существовал только один режиссер - Мориц Стиллер, мой Моша» - вспоминала артистка много лет спустя.  Ее звучный псевдоним - «мисс Гарбо» (имя сказочного эльфа) тоже придумал Стиллер.

Он не был первым мужчиной в ее жизни. До самой смерти Грета хранила перстень с бриллиантом - подарок богатого промышленника Макса Гумпеля - немолодого дядюшки ее приятеля по съемкам в рекламных роликах. Драгоценный дар старика Гумпеля стал талисманом актрисы, который сопровождал ее и в Европе, и в Америке.



                                            Кадр из фильма "Анна Каренина"

Удивительные повороты судьбы актрисы, наверное, не мог предвидеть даже некий немецкий астролог, составивший ее гороскоп незадолго до отплытия из Европы за океан. Из него мы, между прочим, узнаём, что родилась Грета Гарбо под знаком Девы в понедельник 18 сентября 1905 г. в Стокгольме.

18 лет спустя, на гонорар от «Саги ... » (160 фунтов стерлингов) актриса купила еще одно кольцо и браслет - для матери. Уже будучи гражданской  женой Стиллера, она переехала в Германию и, спасая мужа от банкротства, оказалась на съемочной площадке у еще одного классика - режиссера Георга-Вильгельма Пабста, снимавшего душераздирающую драму «Безрадостный  переулок». Героиня Греты Гарбо вынуждена стать проституткой, чтобы спасти от голодной смерти семью. В чем-то эта история повторилась и в ее жизни. Пока Грета снималась у Пабста и кормила себя со Стиллером, тот получил предложение работать в Голливуде и подписал контракт с условием предоставления работы его «сотруднице» - актрисе Грете Гарбо. Его заработок составлял US $1,5 тыс. в неделю, ее - 400 ...

 Официальная голливудская легенда гласит, что первое появление шведской артистки на студии «Метро-Голдвин-Майер» шокировало тамошних «зубров». Ее сочли... некрасивой. Очень уж отличалась европейская звезда от местных улыбчиво-зубастых куколок, вроде тогдашней «кинопремьерши»  Нормы Ширер. К тому же на ней были старенькое пальто, заштопанные чулки и поношенные туфли. Однако уже первые кинопробы показали исключительную фотогеничность Греты. Пропорции ее лица оказались классическими, а фигура соответствовала «стандартам» древнегреческого идеала красоты - Венеры Милосской. Посему американские «жрецы Десятой Музы» решили поручить ей роль ... жгучей испанской соблазнительницы.


                                                      В фильме "Мата Хари"

Еще одна легенда гласит, что ее первая картина «Поток» (1926) не имела успеха. Видимо, это не совсем соответствует правде, так как в изданной в том же году в СССР  книжечке о Грете Гарбо ее характеризовали как восходящую звезду Голливуда. Между прочим, ее вторая работа в картине под характерным названием «Искусительница», якобы тоже незаметная, завершилась пересмотром контракта с повышением гонорара до US $600 в неделю. Легендарной же стала третья, как говаривали тогда в СССР, «фильма» - «Плоть и дьявол» (1927), имевшая оглушительный, триумфальный успех и превратившая мисс Гарбо из «звезды восходящей» в суперзвезду общепризнанную.

Тут же разразилась не менее сенсационная забастовка артистки с абсолютно еретическим для тоталитарного режима Голливуда требованием самостоятельного выбора ролей. Это было прямым посягательством на священную власть хозяина фирмы - всемогущего Луиса Б. Майера. Выходка актрисочки, еще и года не проработавшей в Америке, была настолько возмутительной, что шеф «Метро», поначалу, пригрозил ей высылкой из США. Но, увидев, что мисс Гарбо  ничуть не испугалась, он вскоре изменил свое первоначальное намерение наказать «нахалку» и просто купил ее отказ от творческой самостоятельности. Зарплата бунтовщицы сразу подскочила до US $260 тыс. в год.

Хозяин кинофирмы - бывший одессит, начавший карьеру в США восьмилетним уличным торговцем (он продавал металлолом), хорошо понял - какое сокровище эта строптивая скандинавская красотка.

После примирения с начальством, Грета смогла купить свой первый дом в Америке. Это был славный особнячок на калифорнийском побережье Тихого Океана. Заплатив не одну тысячу за недвижимость, практичная дама наняла в услужение пожилую супружескую пару шведов и отвела на текущие расходы ... US $75 в месяц. Лишь после настойчивых требований прислуги, доказывавшей, что на такие деньги невозможно вести хозяйство, она увеличила расходную часть своего домашнего бюджета до US $100 в месяц.

К этому времени Мориц Стиллер уже покинул Америку. Он не прижился в Голливуде, вернулся в Швецию и вскоре умер. А у Греты вовсю пылал роман с партнером по «Плоти ... » - актером Джоном Гилбертом, пользовавшимся у зрителя громадной популярностью. Она нежно звала его на шведский лад - Яки. Он ее - Флика. Со временем, когда любовь Гарбо и Гилберта угасла и его карьера рухнула, по причине возникновения звукового кино (у артиста был писклявый голос), Джон благодаря былой страсти получил последнюю в жизни роль ...

Шли съемки исторического супербоевика «Королева Христина» - истории любви правительницы Швеции XVII в. к симпатичному послу Испании, завершившейся отречением героини от престола ради права жить с любимым человеком. Знаменитый англичанин Лоуренс Оливье, приглашенный на роль благородного испанца, не вызвал у партнерши нужных эмоций. Режиссер Рубен Мамулян был в отчаянье. Километры дублей шли в корзину. Тогда Гарбо вдруг сказала: «Замените актера. Пригласите Гилберта»'. Готовая картина стала мировой классикой - одним из лучших достижений гениальной актрисы.


                                              В фильме "Королева Кристина"

Карьера Греты Гарбо в Голливуде длилась всего 15 лет. Первая половина этого срока далась дорогой ценой. Гилберт мог успешно заменить  Стиллера как мужчина, но утрата учителя и советчика оказалась невосполнимой. «Я устала от Голливуда, и, вообще, не любила мою работу» - призналась как-то она.

Первый семилетний контракт с Майером принес славу и богатство, но сильно подорвал здоровье молодой женщины. С детства она не отличалась стойкостью и была подвержена мучительным стрессам. Каждая новая роль давалась с трудом. Строго говоря, Гарбо даже не считала себя настоящей актрисой, так как не сумела выработать специфических ремесленных навыков и штампов, абсолютно необходимых для голливудского конвейера, «выстреливавшем»  с ней по два, а то и по три фильма в год. Однако все ее странности и комплексы оставались по ту сторону экрана. 3рители видели, а масс-медиа восхваляли загадочную северную красавицу, которая вела уединенную жизнь, не принимала гостей и не посещала традиционные вечеринки.

 Больше всего она любила гулять одна у себя в саду, в старом халате или на улице под дождем, когда репортеры и фотографы не могли ее «словить». Сравнительно недавно на одном из европейских аукционов были проданы красные резиновые сапожки мисс Гарбо, оцененные в DМ 10 тыс. и выдержавшие не одну прогулку под калифорнийскими ливнями. Слава и богатство росли от фильма к фильму, а она ждала срока окончания контракта, чтобы оставить кино и уехать в Европу. Ее боготворила публика, пресса создавала знаменитый «миф Гарбо», возводя «Божественную Грету» на один пьедестал с самой Сарой Бернар. Ей даже досталась роль великой француженки в фильме под названием «Божественная дама» (1928), а в 1932 г. все должно было окончиться уходом.

Но Господь Бог распорядился иначе, дабы Грета Гарбо смогла все-таки создать свои лучшие роли «золотого века» американского кино 30-х гг. Она подписала новый контракт с «МГМ» только потому, что, разразился Мировой экономический кризис - Великая Депрессия 1929-1932 гг. и  лопнул банк, где хранились все сбережения актрисы.


                                      В фильме "Покорение (Мария Валевская)"

 «Я очень устала быть звездой, устала от фильмов, которые мне предлагали». Она хотела жить среди природы, чувствовать себя защищенной.

«К моим приятнейшим воспоминаниям о Голливуде ... принадлежат прогулки вдоль океана и заплывы вблизи Санта-Моники». Она мечтала вернуться домой, купить имение и жить так, как жила ее первая героиня - Дона из «Саги о Йесте Берлинге». Но на очереди был новый контракт, условия которого, правда, мисс Гарбо продиктовала сама. Теперь «Божественная Грета» снималась не более чем в одном фильме за год, получая по US $250 тыс. плюс процент от мирового проката. Тогда же артистка санкционировала производство и продажу своих миниатюрных бюстов. 1933 г.

Период второго семилетия ее карьеры стал вершинным для творчества гениальной трагической актрисы, которая создала свои лучшие роли: королевы Христины Шведской, Анны Карениной, графини Марии Валевской - возлюбленной Наполеона, и куртизанки Маргариты Готье из «Дамы с камелиями» Александра Дюма-сына.
Однако, отвечая на вопрос о самой любимой роли, она назвала вовсе не эти шедевры. Больше всего ей нравилась работа в кинокомедии «Ниночка» (1939), задорной ленте знаменитого европейского  режиссера немца-эмигранта - Эрнста Любича. Ее героиней стала ... русская большевичка, которая поменяла мировоззрение и удрала на 3апад в сопровождении любовника- плейбоя. Символично, что третьим выходцем из старой России в жизни Греты Гарбо был именно белоэмигрант ... Но об этом чуть позже.

Она оставила кино после скандальной работы в комедии «Двуликая дама» (1941). Фильм вызвал беспрецедентно резкую критику и обвинения в аморальности, хотя нынче очень трудно понять почему. Ведь это была всего лишь вольная экранизация сюжета оперетты Йоганна Штрауса «Летучая мышь», героиня которой притворяется собственным двойником, дабы снова влюбить в себя гуляку-мужа и вернуть его любой ценой в лоно семьи.
Став объектов яростных нападок, суперзвезда-миллионерша решила поставить жирную точку на своей кинокарьере, а было ей тогда всего лишь 36-ть ...

Она уехала из Калифорнии в Нью-Йорк, купила семи- комнатную квартиру за US $38 тыс. и проводила там много времени совершенно одна. Ее друзья не имели отношения к миру кино. В разные годы среди них были: Кларисса Черчилль, Сесилия Ротшильд, Аристотель Сократ Онассис.

Случались и романы: со знаменитым дирижером Леопольдом Стоковским;  с одним из основоположников современной фоторекламы Сесилем Битоном, - автором уникальных фотопортретов актрисы. Связь с Битоном считалась скандальной, ведь молва относила его к  т.н. «секс-меньшинству». Подобную реакцию вызвало и ее длительное знакомство-дружба с голливудской сценаристкой Мерседес де Акоста, имевшей репутацию подобную битоновской. Впрочем, опубликованная недавно личная переписка Гарбо с Мерседес не содержит никаких намеков на интимные отношения между подругами. Источником их являются только мемуары де Акоста, после издания которых Грета Гарбо порвала с нею всякие отношения.



Самой длительной, бурной и экстравагантной была любовная связь актрисы с бизнесменом Джорджем Шли - уроженцем Петербурга, много лет прожившим в Крыму. Белоэмигрант Георгий Матвеевич Шлее (Шлеев, Шлевин, Шлеевич?) бежал некогда из Крыма вместе с юной женой - киевлянкой Валентиной Саниной. Спасение от революции и личные качества позволили супружеской паре преуспеть в США. Он стал крупным предпринимателем, а она - известным дизайнером одежды - хозяйкой модельного дома «Валентина». У Саниной одевались все голливудские знаменитости. Грета Гарбо время от времени жила в одном доме со Шли и Валентиной ... Джордж вел все дела по сохранению и приумножению капитала артистки. Говорили, что этот некрасивый, плохо одевавшийся человек был очень похож на Морица Стиллера.

После его смерти в 1964 г. Грета Гарбо унаследовала акции бумажной промышленности, дома в Италии и Франции. Они были вместе 20 лет. Еще одно наследство она получила от влюбленного зрителя - богатейшего фермера Эдгара Донна, которого никогда в жизни не встречала. Состояние и недвижимость завещателя были переданы ею в фонд милосердия, который позднее реализовал земельную собственность за гигантские деньги. В недрах участка оказалась нефть.

Мисс Гарбо любила покупать антиквариат, шедевры живописи. В ее коллекции были полотна Боннара, Ван Донгена, Модильяни, Ренуара, Руо. В 70-е гг. стало известно, что актрисе принадлежит значительная часть торгового центра на Родео Драйв в Беверли Хиллс - районе проживания лос-анджелесских нефтяных тузов. Своим жизненным достижением Грета Гарбо называла не только любимые роботы в кино, но и то, что ввела в женскую моду рубашки-поло, а также выиграла борьбу женщин за право носить брюки. Иногда в ее чемоданах не было ни одного платья или юбки.

Грета Ловиса Густаффсон, более известная под артистическим псевдонимом «мисс Гарбо» прожила 85 лет (18.09.1905 - 15.04.1990). Согласно завещанию ее похороны были предельно скромны. Наследницей бездетной актрисы стала племянница - дочка брата, живущая в Швеции. По желанию этой женщины в 2000 г. прах Греты Гарбо был перенесен из США на родину. При жизни актрисы - ее иногда видели на стокгольмском кладбище у могилы Морица Стиллера. Теперь Галатея и Пигмалион снова вместе - уже навсегда. «Жизнь может быть чудесной штукой.  Только надо знать, что с нею делать». Эти слова приписывают Грете Гарбо ...

                                                                                                        Евгений Гороховский




Другие статьи