От коучера к пробуждающему




12.05.2012
Автор проекта


___________

От коучера к пробуждающему

Пробуждение предполагает людям помощь в личностном росте и развитии на уровне видения, цели и духа. 

Пробуждающие поддерживают других, помогая им лучше осознать свое призвание, неосознанные ресурсы и большие системы, к которым они принадлежат. 

Словарь: Когнитивные навыки - навыки мыслительные, познавательные или

приобретаемые через мышление.

Роберт Дилтс

Коучинг с большой буквы и коучинг с маленькой буквы

Очевидно, что индивидуальный, административный и жизненный коучинг

обеспечивают человеку поддержку на различных уровнях. Это такие уровни, как

поведение, способности, убеждения, ценности и даже идентичность. Новые и

более общие формы коучинга - административный и жизненный - могут

рассматриваться как коучинг с большой буквы.

Коучинг с маленькой буквы в большей степени сосредоточен на поведенческом

уровне, относящемся к процессу помощи другому человеку в достижении или

улучшении конкретных результатов какой-либо деятельности. Методы коучинга с

маленькой буквы основаны прежде всего на модели тренерской работы в спорте.

Они направлены на помощь человеку в понимании собственных ресурсов и

способностей, а также на развитие у человека осознанной компетентности.

Коучинг с большой буквы предполагает помощь людям в достижении поставленных

целей на различных уровнях. При этом подчеркивается значение продуктивного

изменения, сосредоточенного на укреплении человеческой индивидуальности и

ценностей и превращении мечты в реальность. Данный вид коучинга включает как

навыки коучинга с маленькой буквы, так и многое другое.

Основные навыки, инструменты и методы НЛП, способствующие эффективному

коучингу, включают следующие: установление целей и правильная формулировка

результатов, управление внутренними состояниями, использование различных

типов восприятия, выявление состояний совершенства, перекрестное отображение

ресурсов и обеспечение высококачественной обратной связи.

Уровни научения и изменений для отдельных людей и групп

Одной из наиболее полезных для коучей с большой буквы моделей НЛП являются

нейро-логические урони. Для успешного коучинга и моделирования часто

необходимо обращение ко многим уровням научения и изменения. Согласно модели

неврологических уровней, жизнь людей в любой системе и, конечно же, жизнь

самой системы могут быть описаны и поняты на нескольких различных уровнях.

Эти уровни включают окружение, поведение, способности, ценности и убеждения,

а также идентичность и духовный уровень.

На самом базовом уровне коучинг и моделирование должны быть обращены к

окружению, в котором действуют и взаимодействуют система и ее члены. То есть

следует выяснить, когда и где имеют место действия и отношения в системе или

организации. Факторы окружения определяют контекст и рамки, в которых

работают люди. 

Двойная петля научения одновременно включает два уровня научения.

На другом уровне мы можем исследовать определенные формы поведения и

действия группы или человека, то есть то, что человек или организация делают

в данном окружении. Каковы специфические паттерны работы, взаимодействия или

коммуникации? На организационном уровне эти действия могут быть определены в

терминах общих процедур. На индивидуальном уровне они принимают форму

стандартных рабочих операций, правил или связанных с работой действий.

Следующий уровень включает стратегии, навыки и способности, при помощи

которых организация или отдельные люди выбирают и направляют свои действия в

данном окружении. То есть речь идет о том, как они генерируют и выполняют

свои действия в конкретном контексте. Для отдельного человека способности

включают такие стратегии и навыки, как научение, запоминание, принятие

решений и творческий потенциал. Все это облегчает выполнение какой-либо

конкретной работы или отдельных заданий. На организационном уровне

способности относятся к имеющимся инфраструктурам, необходимым для

поддержания коммуникации, инноваций, планирования и принятия решений членами

организации.

Существуют и другие уровни процесса. Так, один из следующих уровней

формируется ценностями и убеждениями. Ценности и убеждения обеспечивают 

мотивацию и общее направление для реализации стратегий и

способностей, необходимых для достижения конкретных результатов

поведенческого уровня в определенном окружении. То есть этот уровень

касается вопроса о том, почему люди поступают именно так в данное время и в

данном месте. Уровень ценностей и убеждений обеспечивает подкрепление

(мотивация и разрешение), которое поддерживает или подавляет конкретные

способности и действия. Ценности и убеждения помогают приписывать событиям

определенные значения и являются основой наших суждений и культуры в целом.

Ценности и убеждения поддерживают чувство идентичности человека или

организации. То есть именно они определяют, кто стоит за всеми "почему",

"как", "что", "где" и "когда". Процессы же уровня идентичности включают

осознание людьми своей роли и миссии как с их собственной точки зрения, так

и с позиции больших систем, членами которых они являются.

Как правило, миссия определяется с точки зрения работы, выполняемой

человеком в конкретной роли относительно других членов коллектива в пределах

большей системы. Отдельная идентичность или роль,выражены в терминах

нескольких ключевых ценностей и убеждений, которые определяют приоритеты

человека в пределах роли. Эти ценности и убеждения, в свою очередь,

поддерживаются более широким диапазоном навыков и способностей, которые

необходимы для проявления конкретных ценностей и убеждений. Способности

позволяют использовать еще более широкий набор определенных форм поведения и

действий, которые выражают ценности человека и адаптируют их ко многим

специфическим контекстам и условиям.

Еще один уровень лучше всего называть духовным. Этот уровень относится к

восприятию людьми больших систем, к которым они принадлежат и в

функционировании которых они участвуют. Это восприятие касается понимания

человеком того, для кого или для чего выполняются его действия. Оно создает

ощущение смысла и назначения действий, способностей, убеждений и ролевой

идентичности человека.

Таким образом, коучинг и моделирование должны быть обращены к факторам

нескольких уровней.

Факторы окружения определяют внешние возможности или ограничения, которые

человек и организации должны осознавать и на которые они должны реагировать.

Они предполагают учет того, где и когда имеет место успешная деятельность.

Поведенческие факторы - это конкретные шаги, направленные на достижение

успеха. Они предполагают учет того, что именно должно быть сделано для

успешного достижения цели.

Способности касаются ментальных карт, планов или стратегий, ведущих к

успеху. Они определяют, как следует выбирать и контролировать действия.

Убеждения и ценности обеспечивают подкрепление, которое поддерживает или

подавляет определенные способности и действия. Они определяют, почему выбран

данный путь. Они связаны с более глубокими мотивами, заставляющими людей

действовать и проявлять упорство.

Факторы идентичности касаются понимания людьми своей роли или миссии. Эти

факторы - функция того, кем воспринимают себя человек или группа.

Духовные факторы касаются представлений людей о большей системе, частью

которой они являются. Эти факторы определяют, для кого или для чего были

предприняты конкретные действия или выбран определенный путь (цель).

Задача коуча с большой буквы состоит в том, чтобы обеспечить необходимую

поддержку и "опеку", которые помогут клиентам успешно расти и развиваться на

всех уровнях научения и изменения. В зависимости от ситуации и потребностей

клиента коуч может обеспечить ему поддержку на одном или на всех

вышеперечисленных уровнях. А это потребует от самого коуча принятия на себя

одной из нескольких возможных ролей 

Руководство и опека

Руководство и опека относятся к обеспечению поддержки в связи с окружением,

в котором имеет место изменение. Руководство - это процесс направления

человека или группы по пути, ведущему от некоторого существующего состояния

к желаемому. Это предполагает, что руководитель "побывал там прежде" и знает

лучший путь (или, по крайней мере, вообще какой-либо путь) к желаемому

состоянию. Быть опекуном, или <попечителем>, - значит создавать безопасное и

благоприятное окружение для своих клиентов. Это связано с сосредоточением

внимания на внешнем контексте. Опекун должен убедиться, что имеется все

необходимое и что нет никаких ненужных отвлекающих факторов или помех извне.

Традиционный коучинг (то есть коучинг с маленькой буквы) сфокусирован на

поведенческом уровне, включая процесс помощи другому человеку в достижении

или улучшении конкретных поведенческих результатов. Методы коучинга на этом

уровне прежде всего основаны на модели тренерской работы в спорте. Эти

методы направлены на помощь в более глубоком раскрытии человеком своих

внутренних ресурсов и способностей, а также в развитии осознанной

компетентности. Они включают выявление и закрепление способностей людей

через внимательное наблюдение за ними и обратную связь, а также помощь в

координации действий человека с действиями других членов команды. Успешный

коуч этого типа наблюдает за поведением людей и дает им советы и указания по

поводу того, как лучше действовать в определенных контекстах и ситуациях.

Обучение

Обучение касается помощи, оказываемой человеку в развитии когнитивных

навыков и способностей. Цель обучения, как правило, состоит в том, чтобы

помогать людям повысить компетентность и развить "навыки мышления",

касающиеся изучаемой области. Обучение сфокусировано на развитии общих

когнитивных способностей, а не на конкретных действиях в конкретных

ситуациях. Преподаватель помогает человеку развивать новые стратегии

мышления и действий. При обучении акцент преимущественно делается на новом

материале, а не на прошлых результатах.

Менторство

Менторство предполагает руководство человеком в процессе раскрытия его

собственной неосознанной компетентности и преодоления внутреннего

сопротивления и помех с помощью веры в человека и подтверждения его

позитивных намерений. Менторы помогают сформировать убеждения и ценности

человека или повлиять на них позитивным образом, "резонируя" с внутренней

мудростью человека, высвобождая или раскрывая ее, часто на собственном

примере. Этот тип менторства часто усваивается и становится частью человека,

так что необходимость во внешнем менторе отпадает. Люди способны иметь в

себе "внутренних менторов", которые выполняют функцию консультантов и

проводников во многих жизненных ситуациях.

Спонсорство

Спонсорство - это процесс осознания и признания ("выявление и

благословение") сущности или идентичности другого человека. Спонсорство

включает поиск внутреннего потенциала в других людях и бережное отношение к

нему, сосредоточение на развитии их идентичности и основных ценностей.

Эффективное спонсорство основано на развитии того, что уже имеется у

человека или группы людей, но еще не проявилось в полной мере. Оно

достигается через постоянную передачу таких сообщений: Вы существуете. Я

вижу вас. Вы ценны. Вы важны/особенны/уникальны. Вас принимают. Вы часть

единого целого. Вы можете внести вклад в общее дело. Хороший "спонсор"

создает контекст, в котором другие могут действовать, расти и

прогрессировать. Спонсоры обеспечивают условия, контакты и ресурсы, которые

позволяют какой-либо группе или отдельному человеку сосредоточиться на своих

способностях и навыках, развивать и использовать их.

Пробуждение

Пробуждение выходит за рамки коучинга, обучения, менторства и спонсорства и

включает уровень видения, миссии и духа. "Пробуждающий" поддерживает другого

человека, обеспечивая атмосферу и переживания, которые позволяют ему

наилучшим образом понять, что такое любовь, он сам и его душа. "Пробуждение"

человека осуществляется через его собственную целостность и конгруэнтность.

"Пробуждающий" подводит других людей к пониманию их миссии и видения через

осознание своего собственного видения и своей миссии.





Другие статьи