Общаться с подростком. Как?

Открытие мамы: проблемы не в детях, а во взрослых, которые пытаются всеми силами стараются удержать их рядом! [какие фразы раздражают подростков]
- Мама, закрой двери! Мне хочется побыть одной, - услышав эти слова в очередной раз, в голове пронеслось: «Вот оно, пришло. Тот самый подростковый возраст, которого я так боялась». Из закадычной подружки моя 11-летняя дочь вдруг стала превращаться в бунтаря. Сказала, что носить платья скучно, и перешла на штаны, в плеере Стинга и Pink Floyd заменил кумир всех подростков Джастин Бибер и все чаще моя Ксюша стала писать что-то в дневник. Напишет - и сразу на ключ его. Ну а про настроение вообще молчу: то смеется, то грустит на подоконнике, то молчит. Родные успокаивают, мол, вспомним себя, просто нужно переждать. Но как, если в голове тысяча мыслей? Так на моем столе появились книги по подростковой психологии. Итак, начнем.
«Звонила дочке на день по 14 раз»
- Первое, что необходимо сделать, передать ребенку ответственность за его жизнь, - советуют специалисты. Ну и ну! Вот, когда Ксюше будет 18 лет, я с радостью, а пока как-то страшно. Ребенок ведь… Но риск - дело благородное. Зову дочь, делим белый лист бумаги пополам, пишу «Вместе» и «Сама».
- Во что будем играть? - весело спрашивает дочка.
- В самостоятельность, - отвечаю я.
Принцип такой: все, что появляется в колонке под названием «Сама», Ксюша планирует и делает самостоятельно, без помощи и напоминания взрослых. Вторая колонка - дела, которые мы делаем вместе. Пока вписываем обязанности, спорим и смеемся. Вот что у нас получилось.
САМА
- Ставлю будильник, встаю, умываюсь и собираюсь в школу.
- Возвращаюсь из школы, обедаю, делаю уроки.
- Решаю, когда могу сесть за компьютер.
- Выбираю друзей.
ВМЕСТЕ
- Планируем выходные.
- Договариваемся, когда можно привести друзей.
- Иногда делаем уроки.
- Ходим за покупками.
Это должно помочь ребенку взрослеть, ослабит контроль взрослых, и он поймет, что отношения с родителями вышли на новый уровень «взрослый - взрослый». Уже в первый день эксперимента мне было не по себе. В 13.00 рука сама тянется к телефону, уроки закончились, а весточки от дочки нет. Но нельзя! Сама ведь пообещала: никакого контроля! Проходит час, полтора - молчание. Коллега, видя, как я нервничаю, подкалывает:
- Наконец-то ребенок получил свободу. Ради любопытства, посмотри в телефоне, сколько ты ей раз вчера позвонила.
О ужас! 14 раз! Перешла ли дорогу? Обедала или нет? Съела киви? А витамины выпила? Пока вспоминаю, звонит счастливая Ксюша:
- Мам, честно, ты там валерьянку пьешь? Я же тебя знаю, - смеется дочка. - Мне нравится эта игра, я прямо как взрослая. Не переживай, уже пообедала и собираюсь на танцы.
«Дочка спланировала тот вечер так, что спать ушла в 12 ночи»
Ух, можно спокойно вздохнуть. Больше всего меня смущал пункт про компьютер. В книге написано: «Пусть ребенок играет столько, сколько хочет. Вас каким образом это касается? Он вам мешает спать? Нет. Тогда расслабьтесь. Это его жизнь, а не ваша». Не нравится мне все это, однако решаю не вмешиваться. В пятницу вечером Ксюша садится за монитор, в соседней комнате я пытаюсь читать, но не получается! Проходит час.
- С тобой все в порядке? - заглядывает дочка. - Врач сказал мне каждые полчаса делать перерывы, чтобы не испортить зрение, а ты ни разу не напомнила. Мне кажется, я не смогу сама делать перерывы, лучше напоминай.
Вот оно. А ведь психологи предупреждали, как только в руках ребенка окажется свобода, он попытается от нее избавиться и опять переложит на родителей ответственность.
- Ты уже взрослая, Ксюша, планировать свое время можешь сама.
Дочка спланировала тот вечер так, что спать ушла в 12 и наутро чуть не проспала репетитора. Зато быстро сделала выводы и больше допоздна не засиживалась. В общем, можно сколько угодно читать им мораль, но дети предпочитают набивать себе шишки сами. С каждым днем я все больше и больше убеждалась, что «вручение ребенку ответственности» прекрасная идея. Я меньше стала нервничать, а она наслаждалась ролью взрослой.
Хотите поговорить по душам? Не смотрите в глаза!
Все это время меня не прекращал мучить вопрос: что она пишет в своем дневнике? Выбираю подходящее время, захожу к дочке в комнату, но разговора по душам не получается. Почему? Психологи говорят, что эта идея заранее обречена на провал. Подросток расценивает это как вторжение в личное пространство. Лучше вызвать его на разговор, когда вы собираете вместе пазл, готовите или едете в машине, находясь плечом к плечу, а не испепеляете своим взглядом. Повод найден. Засучив рукава, мы готовим с Ксюшей пиццу, слово за слово - и дочка начинает задавать философские вопросы: «Может ли друг предать? Что можно простить, а что нет?». Постепенно я узнаю про ее конфликт с подружкой, про вечные детские переживания. Напряжение последних дней спало, и на душе стало легче.
Желание Ксюши побыть одной оказалось вполне нормальным. Если ребенок уединяется, родителям не стоит бить тревогу. Подросток не может вечно находиться в одном пространстве с кем-то, ему нужно в тишине подумать, пострадать. Лишая его этой возможности, мы рискуем тем, что когда-нибудь он взорвется.
Наш эксперимент с дочкой до сих пор продолжается. Мне все еще хочется ее контролировать, учить жизни, знать каждый ее шаг, но понимаю - это мешает ей стать взрослой. Дело ведь не в детях, а в нас, взрослых, мы вечно боимся их отпустить в свободное плавание и всеми силами стараемся удержать рядом.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
«Мама только командует. Мы живем как в армии»
Какие фразы раздражают подростков
- Знаете, что мне чаще всего говорят родители? Мы тебя любим? Нет. Вот набор фраз, которые я слышу постоянно: «Отстань», «Мне некогда», «Не лезь», «Отцепись», «Не мешай», Не реви». Наверное, они их говорят на автомате, но мне очень обидно это слышать. (Аня, 13 лет)
- Нет ничего хуже, когда нам начинают читать мораль. Мама с утра до вечера может мне говорить: «Вижу, ты умная такая!» А папа любит повторять: «Говори тебе, но все без толку. Детское время закончилось». (Кристина, 11 лет)
- Бесит, что родители могут только угрожать запретами и наказаниями: «Хватит сидеть за компьютером! Неделю без компьютера! Ничего не куплю из одежды, будешь ходить голым!» Никаких поощрений в нашей семье вообще не предусмотрено. Смысл тогда быть хорошим? (Антон, 15 лет)
- В последнее время я часто ссорюсь с мамой. Она все равно командует, не просит меня что-то сделать, а только приказывает: «Принеси, отнеси, сходи, убери». Порой мне кажется, что мы в армии. (Алина, 9 лет)
- Нет ничего хуже, чем взрослые, которые не разбираются в технике. У мамы и папы хорошие мобильные телефоны, но они в них ничего не понимают! Элементарные функции не выучат: «Сынок, а на какую кнопку надо жать сейчас? А как послать фотографию?» Первое время постоянно присылали пустые смс, это очень злило. Зато они любят поучительно повторять: «Вот доживешь до моих лет». Ага, доживу и буду таким же беспомощным. (Андрей, 13 лет)
- «А Танька лучше тебя окончила четверть. А Светка по вечерам не гуляет, а готовится к поступлению. Я в твои годы о серьезных вещах думала…» И зачем меня с кем-то сравнивать? Выходит, все вокруг хорошие, одна я плохая. (Марта, 16 лет)
- Моя мама лучше меня знает, какое платье мне подойдет, какую юбку купить. Спорить бесполезно. У меня уже целая полка одежды с ценниками, которую выбрала мама и которую я никогда не надену. (Света, 13 лет)
Чего ждут подростки от взрослых?
«Спросите про наших друзей!»
- Я вот думаю, когда папа заговорит со мной про секс. Он молчит, я тоже. Слышал как пару раз мама ему шептала: «Ты же мужчина, скажи ему». Конечно, я в интернете уже все прочитал, но пару вопросов осталось. (Павел, 14 лет)
- Родители не разговаривают со мной по душам, не доверяют. Если обсуждают что-то, закрывают двери со словами: «Ты еще маленькая, не нужно лезть во взрослые дела, все равно ничего не поймешь». Мне хочется быть с ними на равных, знать, что мне доверяют, а не считают за слабоумную. (Ира, 13 лет)
- Мои мама и папа ничего не знают о моих друзьях. Я готова им рассказывать хоть каждый день, но меня никто не спрашивает! Их интересует только один вопрос: сделала ли я уроки? Вот и все общение. Зато пять раз могут повторить, что нужно сходить в магазин или оплатить интернет. (Кристина, 16 лет)