Обретение Неба на Земле




08.09.2012
Автор проекта


____

По материалам книги  "Обретение Неба на Земле" ("Bringing heaven down to earth. 365 Meditations"), книгу составил Цви Фриман.

Впервые услышав о хасидском мистицизме, я понял очень немногое из него. То, что было чуждо моему уму, казалось родным моему нутру. Волны родных вод явились ко мне от приехавшего ученика Ребе. Он объяснил мне, что наша цель – увидеть Б-жественность в каждом Его создании. Я почувствовал, что за этими словами стоит гораздо больше, чем может показаться в первый момент, что за ними по меньшей мере тысячелетия мудрости и красоты, созданных многими поколениями. В давней традиции Любавичских Ребе заложено то, что мир не так чудовищен, как это представляется, и следует доверять не тому, что видишь, а тому, что чувствует твоя душа.

Оставаясь самим собой, пребывая "внизу, на земле", мы тем не менее можем выполнять трансцендентальную задачу. Наше дело – не "попасть на небо", а добиться слияния неба с землей. Животные не смотрят на звезды, ангелы прикованы к царству духов, Человек же – мост Г-спода между землей и небом. Наши тела сделаны из праха, наши души – из сущности Б-га. Только мы можем смотреть на материальный  мир и видеть духовную жизнь, красоту. Мы, находящиеся и вне неба, и вне земли, вне формы и материи, вне тела и духа, – только мы можем их соединить. Только Человек может сделать то, чего ангелам не дано. Только он может открыть духовное в материальном. 

Бог – не просто велик, Он бесконечен. Будь Он только велик, мелкое было бы от Него дальше, а крупное ближе. Но для бесконечности нет "большого" и "малого". Он – везде.

Каждый человек – это микрокосм, модель всего творения. Устанавливая гармонию между своей Б-жественной душой и своей материальной жизнью, он привносит гармонию между небом и землей. 

Помогая кому-нибудь, оставьте свой мир молитв, размышлений и войдите в мир ближнего. Нельзя помочь, находясь наверху, это возможно только изнутри.

В древней Книге Создания сказано: "Если твое сердце рвется вперед, вернись к Единому".Бывает, что вы охвачены вдохновением, поднимаясь над обыденностью повседневной жизни. В такие минуты следует "вернуться к Единому" – к единству неба и земли. Необходимо воспользоваться этим возвышенным состоянием и позаботиться о том, чтобы оно отразилось на земной жизни. 

Все проблемы мира коренятся в сдерживании света, и наша задача исправить это положение. Где бы мы ни нашли свет, следует освободить его из клетки, показать его всем, дать ему сиять в темнейших уголках земли. Особенно это касается света в нас самих.Борьба со злом, когда это необходимо, благородное дело. Но не в этом цель нашей жизни. Наша задача – принести больше света.

Во всех странствиях в жизни сле дует быть там, где вы есть. Мы можем миновать что-то на пути, нечто кажущееся более важным, – но сейчас, именно в этом месте есть цель.

Очищайте время. Каждый день совершайте что-нибудь доброе и прекрасное, имеющее отношение именно и только к этому дню.

Когда вы бежите от ответственности из одного места в другое, происходит двойной убыток: вас нет в том месте, где вы должны быть, и находитесь там, где вам быть не следует.

Жизнь – это игра в прятки. Бог прячется, а мы ищем. Родители играют в прятки со своими детьми, в этом заложен принципиальный аспект развития ребенка. Он должен понять, что нечто существует, даже когда он его не видит, что мир не ограничен его субъективным восприятием, что есть нечто, абсолютно существующее – независимо от того, знаете вы это или нет.

Всю нашу жизнь во всем мире Б-г играет с людьми в одну и ту же игру. Он открывается в чудесах, затем прячется за спину Природы. Постепенно мы начинаем вглядываться в Природу, чтобы в ней найти Его.

Почему мы празднуем день рождения? Во чреве матери было тепло, уютно, о нас заботились. Потом, выйдя оттуда, вы испытываете мучения, тревогу. Мир оказался холодным, жестоким. Сам акт жизни стал борьбой. Вы заплакали. И все же каждый год вы празднуете день рождения. Потому что это день, когда вы обрели свое существо. Вы больше не часть кого-то, вы – активная сила в мире. Поэтому празднуйте день рождения и найдите в этот день время задуматься: что я дал миру такого, чего мир не дал мне. Действительно ли я рожден?

В священной книге "Зогар" написано, что те, кто в данный момент не испытывает нужды и беспокоится о будущем, вовсе не практичны, их мысли направлены в неверном направлении.

Каждый день Всевышний кормит вас из щедрой раскрытой руки. Все, что делаете вы на пути к этому, бухгалтерия, счета, реклама, – лишь облачко между Его дающей рукой и вашей душой, нечто связующее, не имеющее реальной сущности, интерфейс, изгибаемый Им по прихоти. Коль скоро это так, если Он снабжает вас всем необходимым и даже сверх того постоянно, стоит ли волноваться о том, будете ли вы обеспечены завтра? Неужели что-то может стать на Его пути? Или Его возможности могут истощиться?

Не следует концентрировать свое внимание на ограниченных каналах своего благосостояния, устремите свой взор на бесконечный Источник Даров, у которого множество каналов.

Мы зарабатываем деньги именно для того, чтобы заново связать все разделенные фрагменты с их Творцом. И залог успеха – в отношении к этому. 

Если вы считаете себя жертвой обстоятельств, конкуренции, рынков сбыта, моды, полагаете, что судьба вашего пропитания в руках других смертных, ваш мир по-прежнему остается в чем-то отделенным от вашего Б-га. Когда же вы уверены, что Он всегда с вами во всем, что бы вы ни делали, что ваша судьба в ваших руках, в ваших добрых поступках ваша земля связана с небесами, где есть все, и все это будет в вашем мире. Общий взгляд на то, что следует делать для процветания, неверен. Люди думают, что карьера – это создание жизни. Но карьера ничего не создает. Все, что мы получаем, зарождено наверху, в духовном мире. Наше дело – создать канал, по которому это попадет в материальный мир.

Любое дело похоже на работу портного – шитье одежды для благословения, адресованного нам. Невозможно изменить размер благословения, изготавливая одежду попросторнее, – они могут в ней просто улетучиться. Но одежда не должна быть и слишком малой. В этом и заключен замысел: чудеса и благословения не могут явиться миру нагими, они должны быть одеты, как это принято в материальном мире. Мы – лишь портные.

Зарабатывать на жизнь – добро. Б-гу угодно, чтобы мы были вовлечены в материальный мир с целью сделать его духовным. 

А вот что не добро – это быть встревоженным материальными заботами. Не дайте своему внутреннему "я" оказаться вовлеченным в материальные заботы, сберегите его для выполнения вашего предназначения в жизни. Накопление  капитала не есть ваше предназначение. Будьте в, но оставайтесь над. 

В каждой трудности следует найти искру добра и сосредоточить все свое сознание на ней. Если же не удается ее найти, можно радоваться, что нам выпало чудо вне нашего понимания.

Принесет ли что-то материальную выгоду, легче всего определить, проверив, правильно ли вы действуете в духовном отношении. Ведение дел, при котором страдают ваши моральные принципы, непременно принесет и материальный ущерб.

Иногда кажется, что этические нормы встают на пути нашего успеха – но это лишь иллюзия. Духовное и материальное вступают в конфликт только в нашем субъективном представлении. На самом деле они работают гармонично, как единое целое. 

Подобно тому как мы добиваемся материального процветания, надо добиваться и духовного роста. Если для материального процветания нужно пахать, сеять и ждать дождя, то для духовного роста важно вызвать дождь, иначе говоря, от нас зависит наполнение его жизнью.

Каждое мгновение, каждое человеческое движение – есть возможность связаться с Бесконечностью. Каждый поступок может явиться полетом души. Только ваша воля способна этому помешать. Но стоит вам захотеть, и связь немедленно установится.

Пост, изнурение плоти – не для нашего поколения. Не только потому, что мы слишком хрупки, чтобы еще ослаблять свое тело, и не только потому, что слабость от голода помешает совершать добро, а главное, потому, что настало время вести духовную жизнь вместе с телом, а не против него.

Знайте, что мир постоянно поднимается вверх, в направлении к единству. Трепет каждого листка, каждый легкий ветерок, мельчайшее движение каждой частицы вселенной – шаги в том же направлении. Даже события, кажущиеся шагами вниз, на самом деле лишь часть того же восхождения – так атлет перед прыжком приседает, так пружина, прежде чем высвободить свою энергию, сокращается.

Ничто не может сдержать это движение хотя бы на миг. Конечно, следует взять на себя ответственность и работать упорно, очень упорно, чтобы исправить то, что вы натворили. Пыль уляжется, и вы окажетесь в том самом месте, где вам следует быть – на один шаг впереди.

Отчаяние – дешевое оправдание для тех, кто устраняется от своего предназначения. Сознавая свою цель, легче всего избежать отчаяния.

В своем источнике мы бесконечны. Как бесконечен наш Создатель. Служить своему Создателю значит достичь высшего самовыражения, соединиться с бесконечностью, с Самим Создателем.

Житейские трудности – это способ, с помощью которого материальный мир призывает нас: "Помоги мне очиститься, возвыситься!" Трудности являются вам, будучи уверенными, что в ваших силах противостоять им. Таким образом исполняется их предназначение.

Жизненные перипетии изомеричны для души, они заставляют проявиться ее внутренние силы.

Возвращение – крайняя степень самовыражения. Никто не возвращается из-за того, что ему приказывают так сделать. Способность вернуться исходит от вас самих.

Иногда люди неважно себя чувствуют и считают, что следует пожертвовать всем ради заботы о своем физическом состоянии. На самом деле верно иное: нельзя отделить исцеление тела от исцеления души. Проявляя заботу о теле, необходимо увеличить заботу о душе. Врачам это известно, но им следовало бы больше учитывать этот факт.

Делать добро – не то же самое, что быть любезным. Можно весь день быть любезным со множеством людей, но это будет просто услугой самому себе. Пищей для вашего эго. Б-г создал мир, где люди нуждаются друг в друге, не для того, чтобы вы были любезны, но чтобы дать вам возможность выйти за границы собственного "я". 

ПРАВДА

Вначале люди смотрели на мир и удивлялись. Потом стали понимать, что могли. Но удивление сохранялось и росло. Постепенно люди поверили в то, что могут понять все, а недоступное пониманию просто неверно – и оно не существует. И тогда удивление угасло.

Все это – преамбула к тому, как Ребе подходил к истине. Он отвергал мысль, что истина является таковой, если она поддается пониманию. Некоторые люди называли лампочку Эдисона мистификацией, тогда как Менло-Парк купался в ее свете; кто-то сочинял тезисы, доказывающие, что человек не может летать в машине, в то время как братья Райт уже пять лет демонстрировали это публично. Эти люди не были умнее ученых XVIII века, которые выбрасывали метеориты из музеев, утверждая, что камни не падают с небес, потому что их там нет. Истина есть нечто, найденное вами, чему вы отдались бы. Часто она предстает в таком виде, что вы скорее оттолкнули бы ее, отказались бы принять ее своим умом. Истина приходит откуда-то издалека, куда вам не добраться. Но как только она признана вами – да, это несомненно истина – вы должны поручить каждой клеточке своего мозга понять ее, переварить. Начните с удивления, с пустоты, откройте глаза и уши тому, что говорит вам мир.

Вводить в заблуждение мир – одно дело, обманывать же самих себя – не большое достижение. Ты глупец, если хочешь одурачить себя, это понятно всем.

Как считают многие, чтобы познать истину, вы должны превратить камни в пыль, передвинуть горы, перевернуть весь мир. На самом деле Истина означает: суметь говорить искренне с Б-гом, изучать Тору, понимая – в этом заключено нечто Б-жественное, помогать другим от всей души. Истина познается в мелочах.

С другой стороны, чтобы убрать гору необходимо некоторое количество динамита и несколько бульдозеров. А для того, чтобы совершить какую-нибудь мелочь, может потребоваться целая жизнь работы над собой. Делайте, что можете: учитесь, молитесь, размышляй-те, совершенствуйте себя; вы уже знаете, как это делать, и Он поможет, чтоб ваши дела находились в согласии с Истиной.

Существует много видов правды. Есть правда для всякого создания и для каждой частицы вселенной – ибо каждый отражает своего Создателя по-своему. Искать правду значит больше, чем искать собственную правду. Это значит найти правду, годную для вас и для других, сейчас и всегда, здесь и везде, для тела и для души, для древнего мудреца и несмышленого ребенка. Чем выше правда, тем  меньше у нее границ. Каждое сознание образует мир, и каждый мир верен. Осознание этого факта также является частью вашего мира. Осознание того, что в мире других вы – только помощник, передатчик, с помощью которого они связываются с Б-гом. И теперь вы знаете, как войти в их мир.

Мир – место постоянных перемен и беспокойства. Каждая точка времени отличается от точек до и после. Каждая точка в пространстве – это целый мир со своими условиями и обстоятельствами, мир частиц, постоянно мчащихся в кажущемся беспорядке.

Взгляните на собственную жизнь. Вы делаете много вещей без всякой видимой связи между ними. Внутренний мир – состояние, в котором все ваши частицы, все аспекты вашего дня движутся в одном направлении.Если у вас есть цель, вы спокойны.

Мы все – частицы великих душ, и те души – частицы еще более возвышенных душ, и так оно продолжается, пока все не приблизятся к 

первоначальной душе. Душе Адама.

Не расстраивайтесь из-за лицемерия других, из-за собственной несостоятельности. Наша жизнь движется по холмам и долинам – духовное становление человека не происходит гладко.

Но добро, которого достигает каждый, вечно, так как оно соединяется с Источником Всех благ, Источником бесконечным и постоянным. С другой стороны, падения преходящи и поверхностны, они – мимолетные тени облаков, пятна на одежде, которые нужно удалить.

Подлинная любовь оставляет место для того, кого вы любите. Как указал Гиллель старший: "Не делайте другому того, что ненавистно вам". Лучше всего любовь выражается не в том, что вы делаете или говорите, а в том, чего вы не делаете и не говорите.

Люди недооценивают терпимость. Последняя состоит не в том, чтобы, наблюдая, как кто-то действует во вред себе, говорить, что не следует вмешиваться в чужую жизнь. Это безразличие, апатия. Если вы видите, что человек, который вам дорог, выбрал для себя неправильный путь, вы должны сделать все возможное, чтобы свернуть его с этого пути. 

Терпимость – это когда вы видите его ошибки во всей наготе, но они ни на йоту не уменьшают вашего уважения к нему и вы с ним навсегда.

И если вы не понимаете, как можно ожидать от себя такого парадокса – порицать и уважать одновременно, разрешите спросить, сами вы ошибок никогда не делали? И разве не уважаете себя? И если можете допускать парадоксы в отношении себя, распространите такую привилегию и на других.

Пока вы не увидите в человеке добро, вы не сможете помочь ему. Слово – мощная сила. Плохо о ком-то говорить – значит осквернять его, себя самого и тех, кто обратит внимание на ваши слова случайно. Обнаженная рана начинает гноиться, и страдают все.

Если о том же человеке говорить хорошо, добро, находящееся внутри него, внутри вас и внутри всех присутствующих, засияет.

У каждого человека есть свой внутренний источник. Если вы не можете его найти, виноваты вы сами. Удалите ржавчину со своей лопаты, заточите ее и копайте все глубже и глубже.Наши души не могут быть разбиты и нуждаться в починке, они не могут быть обделенными и нуждающимися в чем-то. Их нужно только раскрыть и позволить им засиять.

Люди отражают друг друга, как зеркала. Если вы видите недостатки другого, и они не выходят у вас из головы, это значит, что вы увидели собственные недостатки.

Никогда не умаляйте значение простых, чистых, идущих от сердца дел.

Мир изменили не те, кто сдвигал горы, не те, кто совершал революции, и не те, кто своими деньгами опутал землю.

Давать милостыню значит раздавать свои деньги, быть добрым. Но кто вам сказал, что эти деньги ваши? Эти деньги доверены вам, чтобы вы тратили их на добрые дела и на тех, кто нуждается.

Пересмотрите свои оценки. Делайте не то, что приятно, а то, что верно. Передайте деньги туда, где они должны быть.

Есть сострадание, удовлетворяющее эго, и есть сострадание, смиряющее его. 

Первое сострадание – это чувство жалости к тем, кто ниже тебя.

Сострадание, смиряющее эго, порождено глубоким пониманием порядка вещей. Вы понимаете, что вы удостоены привилегии помогать вашему ближнему, и по-настоящему смиренны.

Солнце неизменно – каждый день тот же огненный шар поднимается над землей. Луна же претерпевает изменения в своих циклах – она то полная, то уменьшается, пока совсем не исчезнет, то обновленная возвращается из небытия.

Точно так же все сотворенное растет и изменяется, как луна, оставаясь неизменным, как солнце.

Растите, изменяйтесь, постоянно учитесь, но всегда сохраняйте стойкость, помните, кто вы.

Интеллект терпит крах при попытке приблизиться к Б-жественному. В конце концов логика, критерий того, что разумно, а что неразумно, – это всего лишь нечто, созданное Высшим Творцом, каприз Того, Кто бесконечно выше интеллекта.

Чтобы приблизиться к Тому, Кто Создал интеллект, требуется чувство вне интеллекта. Мы называем это чувство эмуной, или, как переводят, верой.

Есть вещи, которые нашему пониманию заведомо недоступны. Как может интеллект изначально субъективного смертного, ограниченный пределами пространства и времени, измерить бесконечную мудрость Творца?

Огромным чудом является то, что есть вещи, которые мы можем понять!

Ни одну из причин, с помощью которых делают попытки объяснить Б-жью волю, нельзя считать решающей. Конечный ум не способен измерить бесконечную мудрость – не имеет значения, что породило мудрость в вакууме.

Решающая причина – то, чего мы не знаем. Верно, что Б-г знает все наперед. Более того, именно Его знание приводит все существующее к бытию. И в то же время у нас есть свобода выбора.

Это может показаться нелогичным. Но задайтесь тогда вопросом: а логично ли знание о существовании того, что возникло прежде появления какой бы то ни было мысли о нем? 

Когда мы говорим об Источнике всего существующего, наши принципы логики неприменимы. Мы не понимаем этот аспект потому, что он не поддается пониманию.

Если бы я мог наблюдать и понимать все это и делать выводы эмпирически, вера не нужна была бы мне. Сила веры в том, что она, вера, выходит за пределы нашего ограниченного интеллекта.

По материалам книги  Цви Фримана "Обретение Неба на Земле" ("Bringing heaven down to earth. 365 Meditations") о Любавичском Ребе (рабби Менахем-Мендл Шнеерсон)





Другие статьи