Не ругайте детей за плохой почерк.




26.03.2012
Фармагей Александр Иванович


Data_3884

 Каждый год тысячи детей идут в школу и все родители с радостью и волнением ожидают от своих чад успеха.

Нередко мы проецируем на них наши школьные провалы и недочеты и поэтому неудачи наших школьников воспринимаются с большим эмоциональным напряжением, нежели это должно быть. Впрочем, бывает и наоборот. То, что хорошо получалось у нас, совсем не так как хотелось бы получается у детей. К примеру, моя мама в школе писала хорошо и красиво (она вообще золотая медалистка), я значительно хуже, а почерк моего сына – первоклассника заметно лучше, чем был у меня в его возрасте.

Многие родители, видя корявые и неровные закорючки, смутно напоминающие буквы сердятся на детей, ругают их, а порой и бьют. К своему удивлению, они замечают – чем больше негативных эмоций воздействует на юных школьников, тем безобразней становятся их каракули.

  Учительница моего сына, объясняя на родительском собрании, почему нельзя ругать детей за плохой почерк, предложила нам (родителям) написать пару строк левой рукой и убедится в том, что мы пишем ни чуть не лучше своих первоклашек. Причина банальна – не выработана привычка писать именно этой рукой.

Давайте посмотрим на процесс письма несколько глубже и попробуем разобраться в причинах возможно некрасивого почерка некоторых наших детей.

Письменный навык или динамический стереотип, является одним из тех, которые полностью не утрачиваются в течение всей нашей жизни. К таким навыкам относятся еще плавание и катание на велосипеде. Естественно, если мы долго не ездим на велосипеде, не плаваем и пишем исключительно при помощи клавиатуры на компьютере, то навыки притупляются. Но после незначительной по времени и интенсивности тренировки все восстанавливается.

Процесс письма является психофизиологическим актом. Он определяется условно-рефлекторной системой движений, которые состоят из автоматических (подсознательных) и сознательных компонентов. С точки зрения ”чистой“ науки описывать формирование такого навыка сложно и долго. Постараемся это сделать максимально кратко и в научно-популярной, приемлемой для читателя форме.

Формирование этого навыка, как и любого другого движения, тесно связано с формированием у личности соответствующего образа, и пока в голове у ребенка не будет составлен этот моторный образ того, что и как он будет писать выполнение движения невозможно. В этом плане интересной является мысль Н.А. Бернштейна: “При тренировке любого движения (в том числе и письменного навыка – Ф.А.) в первую очередь тренируются не руки, а мозг…”[1]. Становится очевидным, что формирование воображаемого образа движения вызывает изменения в разных системах организма, приводит в необходимое для выполнения соответствующих действий состояние соматическую, вегетативную и психическую сферы.

Для того, чтобы нормально писать человек должен:

- про себя выделить звуки, которые составляют слово, распределить беспрерывный звуковой поток на отдельные ”фонемы“, то есть на отдельные звуковые единицы, из которых он складывается;

- ”фонемы“ перекодировать в зрительно-двигательные элементы письма [2]. А именно представить себе, как должен выглядеть на листе бумаги каждый звук (буква) и слово в целом;

- потом головной мозг через другие составляющие центральной нервной системы должен дать соответствующую команду, – какие движения совершить для написания. Движения эти не простые, типа хватательных у высших обезьян, приспособленные для лазания по деревьям и захватывания бананов, а высокоорганизованные, с тонкими нюансами.

Что же обеспечивают эти команды? Во-первых, организацию необходимой рабочей позы ребенка, во-вторых, необходимую силу нажима пальцев на ручку и ручки на бумагу, в-третьих, достаточное напряжение мышц плеча и предплечья, соответственную плавность и округлость движений, их ритмический рисунок [3]. Кроме того, обеспечиваются движения, направленные на организацию нормального взаимоотношения между точностью и вариативностью, соблюдение координации движений по всем плоскостям (вертикальные, горизонтальные линии, промежутки между словами и строчками).

Кроме всего прочего, процессом письма управляют кинестетический, зрительный и слуховой анализаторы (с теми участками головного мозга, которые отвечают за их нормальное функционирование, плюс мозговые связи между ними). Поэтому, можете себе представить насколько сложно детскому, еще не сформировавшемуся во всех отношениях организму, без привычки одновременно управлять всеми этими органами для качественного выполнения всех вышеперечисленных задач.

Клиницистам известно, что височная область левого полушария головного мозга является центральным аппаратом слухового анализатора, теменная - аппарат ощущений кожи и мышц, который имеет существенное значение для обеспечения четких и тонких движений, передние доли - обеспечивают регуляцию протекания движений во времени, выработки и сохранения двигательных привычек и организации сложных целенаправленных действий [4].

Процесс письма зависит от качественного анализа структуры отдельной буквы со стороны слухового, визуального и кинестетического аппаратов мозга, проведения соответствующей программы движения, начиная от сигнала головного мозга и через спинной мозг дальше к мышцам. Поэтому индивидуальность почерка будет зависеть от индивидуальных особенностей развития и деятельности этих и других отделов головного мозга, а также особенностей прохождения сигнала через спинной мозг.

Смею заверить, что я показал ничтожную толику тех функций и действий, которые выполняет человеческий организм, обеспечивая активные поиски наиболее адекватных решений при построении движений письма.

Специалисты, которые изучают проблемы взаимосвязи между почерком и психофизиологическими особенностями человека, считают, что окончательное формирование почерка, как и всего организма, заканчивается к 18-25 годам. Но и после этого почерк может меняться из-за характерологических изменений, заболеваний, негативно влияющих на органы, обеспечивающие процесс письма.

Давно доказано, что характер и почерк - взаимозависящие феномены и по почерку можно диагностировать как отдельные черты характера, так и его тип в целом. С другой стороны, искусственно меняя почерк, можно корректировать характер (графотерапия). У детей в возрасте 6-7 лет, когда они начинают учиться писать в школе, характер еще не сформировался. Какие-то его черты находятся в зачаточном состоянии и соответствующим образом влияют на признаки почерка. У одних детей, которые несколько неуравновешенны, излишне подвижны, иногда агрессивны и импульсивны, почерк характеризуется большими, чем у других буквами, элементы букв угловаты, нажим и наклон непостоянны, написание на листе без линеек вообще невозможно – строки уползают вверх, а чаще вниз. У других – застенчивых, малозаметных в детском коллективе, несколько тревожных и плаксивых по натуре может проявляться ”дрожание“ в стенках букв, слабый и непостоянный нажим, а высота букв, при письме на нелинееной бумаге, уменьшается к концу строки. Когда же мы наказываем детей, то вызываем у них соответственный эмоциональный отклик, который у одних проходит в форме встречной агрессии, а у других повышения уровня ситуативной тревоги, и т.п. Эти эмоции видны по вегето-сосудистым проявлениям, например таким, как покраснение, побледнение, учащение пульса и дыхания, появление дрожания,… Естественно, такое нарушение нормального баланса организма отражается на самых некрасивых, на наш родительский взгляд, признаках почерка. Дети начинают писать, не соблюдая еще больше направление строк, буквы становятся ”дрожащими“, разными по размеру, и пишутся с заметно разным наклоном. В конце концов, почерк становится ужасным и мы со всей строгостью, принимая это за лень, отсутствие старания, начинаем применять еще более жесткие (читай – бесполезные в этом случае) методы воспитания ребенка.

Хуже всего другое, что дети, формирующие различные навыки в таких условиях, как правило, так и не научатся писать красиво. Но это – пол беды. А вот то, что мы ломаем индивидуальность, портим и неправильно формируем при этом их характер, может со временем помешать нормально, творчески и с полноценным задействованием внутренних сил развиваться.

Нередко у детей – первоклассников в письме проявляется так называемое ”зеркальное письмо”. Когда такой признак появляется у взрослого человека, доселе писавшего правильно, то это тревожный сигнал, свидетельствующий о нарушениях в сигнальных системах, распадом пространственно-двигательных связей, проблемами со зрительным анализатором. Однако у детей такое написание до известной степени является нормальным, поскольку на стадии обучения письму еще недостаточно развились соответствующие участки головного мозга и связи между ними. Необходимо также помнить, что „зеркальное письмо” может наблюдаться у взрослых левшей, переученных писать правой рукой.

Кроме того, по этой же причине некоторые дети при письме под диктовку могут заменять одни буквы другими, особенно артикулярно похожими. Например, ”ж“ на ”ш“, или ”з“ на ”с“, возможны и другие варианты. Это связано с неразвитостью слухового анализатора ребенка.

И в том и в другом случае винить, дорогие родители, вы можете только себя. Как правило, у тех детей, которым в детстве поют колыбельные песни, дают слушать музыку, тренируют петь самих, слуховые анализаторы развиваются достаточно хорошо и такие проблемы не возникают. Если вы вместе с ребенком много рисовали, обращали его внимание на конфигурацию и мелкие детали каких то построек, деревьев, машин и т.д., почаще просили описывать то, что малыш видел в течение дня, то соответственно развивался его зрительный анализатор.

Когда же с возрастом у детей во время учебы, да и повседневной жизни развиваются те психологические качества, которые ”уравновешивают“ личность, делают ее более устойчивой и адаптивной к раздражителям – постепенно и почерк выравнивается, становятся стабильными наклон, нажим, направление строк и другие его признаки. В школе дети постоянно пишут, что собственно и формирует навык письма. При этом организм проходит через ряд проб и ошибок, позволяющих выбрать и создать свой индивидуальный стиль письма, отличающийся от других.

Так вот, до тех пор, пока все системы организма Вашего ребенка не будут работать качественно, и центральная нервная система не будет обеспечивать нормальное взаимодействие между ними, почерк будет формироваться. А на этом этапе он не может быть идеальным.   

Подводя итоги, хотелось бы сказать о том, что каждый человек индивидуален. Проявления этой индивидуальности во всем, начиная от отпечатков пальцев и расцветки радужной оболочки глаз, до характера и, конечно же, почерка. Некрасивый почерк это не самое страшное, что должно тревожить родителей. Проводя исследования зависимости между почерком и особенностями личности на протяжении многих лет, я обратил внимание на то, что красота почерка далеко не всегда свидетельствует о том, что его обладатель хороший человек в широком понимании этого слова, интеллектуально развитая и эмоционально зрелая личность. Однако если вы сможете вырастить Человека во всех отношениях здорового, активного, умного, воспитанного, спокойного, уверенного в себе, с нормальным чувством юмора и с другими положительными качествами, то его почерк будет ровным, нормального размера, с постоянным наклоном, направлением строк, нажимом и будет хорошо читаться. Посему давайте сосредоточимся не на наказании за каракули, а на более важных вещах.

 

Использованная литература

 

1.     Бернштейн Н.А. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов // Вопросы психологии., 1957. - № 7, с.70-80.

2.     Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма.- М., АПН РСФСР, 1950. – 84 с.: ил.

3.     Бернштейн Н.А. Физиология движения и активность / Под ред. О.Г.Газенко. М.: Наука, 1990. -  496 с.: ил.

4.     Лурия А.Р., Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга., 2 изд. М., МГУ, 1969. – 504 с.: ил.

 





Другие статьи