Навруз - начало начал.




21.03.2013
Автор проекта


______1

Что такое праздник? Чему мы радуемся, для чего собираемся вместе, готовим угощение и совершаем какие-то обряды и ритуалы? На этот вопрос ответит слово «свята» (по-белорусски «праздник»). То есть, это время, когда мы можем приобщиться к мистерии Света, участвовать в его делах, получить его защиту.

Зороастрийские праздники все, в общем-то, космичны, и время их прихода связано с положением Солнца в определенных градусах Зодиака. Особенно ярко это демонстрируют семь великих праздников в зороастризме. По древней системе, они приурочены к прохождению нашего светила по градусам, противостоящим разрушительным.

Констелляция планет, лунный день, приходящиеся на время праздника, покажут, как и через какие события будут целый год проявляться Изеды и силы, которым посвящен праздник. Особенно важен Навруз: момент его начала - это, по сути, гороскоп на новый год, который во многом определяет события, что произойдут за это время. Теперь понятно, как важно правильно вписаться в столь серьезные циклы. Каждый из праздников имеет свою мистерию, свой ритуал. Одни празднуют на рассвете, как, например, все Гаханбары, другие днем, вечером. Время подсказывается спецификой самого праздника.

Каждый праздник - это время проверки, очищения от зла и выхода на новый уровень, а также время выбора, который после предстоит подтвердить делом. Непременный атрибут зороастрийских праздников - огонь.

21 марта -  начало нового года по зороастрийскому календарю. Солнце в это время входит в зодиакальный знак Овна, обычно 21 марта, и празднование происходит на восходе. Это праздник Фравашей, возвращения душ предков.

Фраваши - в зороастрийском пантеоне название Душ Благих Предков, а иногда и Душ всего сущего. Вот что говорится в «Бундахишне»: «По завершении своего духовного и материального творения Хормазд был готов к предстоящей борьбе. В то же самое время в невидимом мире были сотворены души, или Фраваши всех людей. И Хормазд знал, что только если они согласятся спуститься на землю, чтобы вести борьбу, ему будет обеспечена конечная победа. Итак, Хормазд созвал совет с сознанием и Фравашами людей и вдохнул в них всеведующую мудрость, говоря:

«Что кажется вам более подходящим: чтобы я облек вас в материальную форму, и, будучи воплощены, вы станете бороться с ложью и уничтожите ее, и чтобы в конце мы воскресили вас, целостных и бессмертных, и восстановили в материальной форме, и чтобы навечно вы стали бессмертными, не стареющими и не имеющими врагов; или же, чтобы все время вас приходилось охранять от Врага?» И Фраваши людей, благодаря всеведущей мудрости, увидели, что в этом мире им придется страдать от Лжи и Ахримана, но зато в конце, который наступит в последнем Теле, они будут воскрешены свободными от вражды Ахримана, целостными и бессмертными, навечно и навсегда, и они согласились сойти в материальный мир».

Этот праздник открывает двери года и очень важен с «космической» точки зрения. Лунный день и день недели, на которые он выпадает, накладывают отпечаток на весь грядущий год. Празднование Навруза длится 10 дней, заканчиваясь вечером 30 марта. Центр праздника приходится на 26 марта - день духовного рождения Заратуштры.

Навруз - не только начало года, это время, когда проигрывается мистерия начала начал, творения и конца этого мира, мистерия Фравашей и их воплощения на Земле. Судите сами.

Первый день праздника (с восхода 21 марта) посвящен Первым Фравашам и первочеловеку Гайомарту. Во второй день поминают его потомков - Машие и Машиане, первых мужчину и женщину, а также "золотой век" человечества. Третий день связан с размышлениями об обольщении Машианы, первичном грехопадении человека и о возможности восстановления изначальной гармонии с помощью Изедов. Четвертый день посвящен эпохе Древних Царей, Кави, обладавших царской хварной и правивших землей, преображая ее и делая процветающей. Пятый день - время поминания богатырей и героев, боровшихся со змеями, дэвами, злодеями, и предков, оказавших помощь в этой борьбе. Шестой день связан с миссией Заратуштры. Именно в этот день ему явились Воху-Ман и Сраоша с посланием Ахура-Мазды (Хормазда), где говорилось, что Заратуштра должен стать великим пророком, что Душа его была предвечна и в течение всего периода осквернения его Духовное Тело осталось нетленным, к нему ни разу не подобралось зло. Заратуштра обрел Откровение и стал первым Саошиантом.

Седьмой день посвящен второму Саошианту - Христу. Это день укрепления христианского эгрегора, его миссии. Восьмой день связан с будущим Спасителем, что придет в эпоху Водолея и принесет на Землю отделение Света от Тьмы. В этот день зороастрийцы вопрошают о будущем. Девятый день провозглашает приход последнего, четвертого Соашианта, Искупителя, Фрашегирд (Страшный Суд), изгнание Ангро-Манью с Земли и обретение Последнего бессмертного тела, завершение миссии Фравашей как руководителей спасения человечества. Десятый день - прощание с праздником, подведение итогов развития мира и людей, объединение человечества в одну семью.

ФРАВАШИ («Фравардин-Яшт»)

Благодаря их великолепию и величию, текут устремленные вперед воды из неиссякаемых источников... произрастают из земли растения... веют ветры, разгоняющие тучи...Зарождаются у женщин дети... Они легко рождают...

благие, могучие, священные фраваши праведных в металлических шлемах, с металлическим оружием, с металлическими щитами сражаются на светозарных (полях) битвы, устремились с острыми мечами уничтожить тысячи дэвов... Когда поднимаются воды из моря Ворукаша... Тогда отправляются могучие фраваши праведных, многими-многими сотнями, многими-многими тысячами, многими-многими десятками тысяч добывать воду, каждый для своей семьи, своего селения, своей округи, своей страны - так говоря: «(Неужели) должна земля уничтожиться и иссушиться?» (Фравашн) снаряжаются на бой за свою родную землю, за свой родной дом, где пребывали, и они подобны доблестному воину, который, перепоясанный, обороняет свое нажитое имущество,... так говоря: «Пусть моя земля процветает и благоденствует».

ПРАЗДНИК ОГНЯ ВОИНОВ

31 марта

В зороастризме существуют три праздника, которые посвящены трем Огням, символизирующим виды хварны. Огонь царей называется Атар Гуштасп, Огонь жрецов - Атар Фарнбак, Огонь воинской хварны - Атар Барзенмихр. Эти три Огня всегда горели в храмах зороастрийцев, каждый на алтаре своей формы. Огонь царей вырывался из бутона распустившегося цветка, чьи лепестки напоминают корону; Огонь жрецов хранился в горе, подобной вулкану, а Огонь воинский подымался из трехгранной пирамиды, похожей на клинок меча.

Каждый Огонь символизирует путь в жизни, три главных направления человеческой деятельности. Царственное начало - это прежде всего хварна Творца, кавия, демиурга. Это Огонь расцвета, преображения мира, свободы и творчества, освещающий путь в будущее и ведущий людей. Путь священника связан с сохранением и поддержанием Огня прошлого. Это следование вечным законам, внесение в этот мир устойчивого и неизменного начала.

Огонь воина вспыхивает у каждого, кто получает хварну за заслугу добрых дел. Человек «получает звание», призван и включен в иерархию Небесного Воинства, несет трудную и почетную службу в земных условиях. Путь воина - это путь реальных жизненных достижений. Он может проявляться в чем угодно, главное, чтобы в жизни были борьба, прежде всего, с самим собой, и победы. Это праздник воинов и людей с хварной воина. Его отмечают только мужчины. Длится он от восхода до заката, кульминация праздника приходится на восход и полдень. Все присутствующие должны носить шапки, шлемы - оставаться с непокрытой головой нельзя. Едят грубую пищу, из мяса - баранину. Зажигаются три огня, жгутся смоляные факелы.

ПРАЗДНИК ДАЭНЫ

5 апреля

Даэна - хранительница Веры каждого человека. Ее воплощение проявляется в душе как персональное представление о Господе Боге, как совесть. Великой Даэне поручено проверять истинность мыслей, слов и дел каждого, соответствие их вере человека. После смерти человек видит воочию свою собственную Совесть - Даэну, которая сопровождает его на суд. Три раза человек ее встречает: перед смертью, непосредственно в момент смерти и в третий раз - на «мосту Чинват» на переходе в мир иной. Потому что есть три ипостаси Веры: вера явная (религия, дела нашей веры), вера тайная (слова) и вера сокровенная (наши мысли). Каждый видит истинное лицо своей Веры. И если истинно верующим Даэна является в виде молодой прекрасной Девы, то грешникам - в виде безобразной старухи.

День Даэны связан с верой, религией, их выбором. Месяц Фравардин посвящен Даэне, и время, когда половина месяца уже прошла и начинается "другая половина, - время выбора, который должен сделать каждый человек.

Необходимо обратить взимание на сны, ведь Даэна раскрывает двери не только Великого Перехода от жизни к смерти, ной сна. Каковы в это время сны - такова и ваша вера.

Праздник отмечают зелеными побегами: лук, чеснок, салат - зеленые листочки.

Ставят 11 огней - число Даэны (в астрологии - планеты Прозерпины).

2-й месяц 20 апреля - 19 мая

Покровитель - Аша-Вахишта (Высшая Праведность). Тотем - Слон (могущество, здравый смысл, упорство). Антитотем - Нетопырь (паразитизм, непостоянство, злобность).

Система зороастрийских праздников

Павел Глоба Зороастрийский календарь Год Орла 1996 Минск.





Другие статьи