Мужчина и Женщина. "Крейцерова соната" Толстой




27.12.2013
Лора Шайгородская


_____________16_

"Отчего азартная игра запрещена, а женщины в проституточных, вызывающих чувственность нарядах не запрещены? Они опаснее в тысячу раз!"

"Одно из самых мучительнейших отношений для ревнивцев ... - это известные светские условия, при которых допускается самая большая и опасная близость между мужчиной и женщиной. Надо сделаться посмешищем людей, если препятствовать близости на балах, близости докторов с своей пациенткой, близости при занятиях искусством, живописью, а
главное - музыкой. Люди занимаются вдвоем самым благородным искусством, музыкой; для этого нужна известная близость, и близость эта не имеет ничего предосудительного, и только глупый, ревнивый муж может видеть тут что-либо
нежелательное. А между тем все знают, что именно посредством этих самых занятий, в особенности музыкой, и происходит большая доля прелюбодеяний в нашем обществе".

"Ведь ужасно было то, что я признавал за собой несомненное, полное право над ее телом, как будто это было мое тело, и вместе с тем чувствовал, что владеть я этим телом не могу, что оно не мое и что она может распоряжаться им как хочет, а хочет распорядиться им не так, как я хочу".

"В городе человек может прожить сто лет и не хватиться того, что он давно давно умер и сгнил".

В 1890 году Лев Николаевич написал эту повесть.

Из-за необычного и скандального для того времени характера произведения, публикация «Крейцеровой сонаты» в журнале или отдельным изданием была запрещена цензурой. Только после того как Софья Андреевна Толстая, жена писателя, получила личную аудиенцию у Александра III, царь неохотно разрешил опубликовать повесть в 13-м томе собрания сочинений Толстого. Но цензурный запрет лишь увеличил притягательность повести, которая задолго до публикации стала распространяться в списках и читаться в частных домах. В 1890 Американская почта запретила рассылку газет, где была напечатана повесть.

Многочисленные письма с вопросами вынудили Льва Николаевича написать послесловие о том, "что имелось в виду".

Позже повесть была несколько раз экранизована и поставлена в театре. Практически любой отрывок из нее и сейчас вызывает шок.

Ниже - фильмография:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC) 

Особого внимания, конечно, заслуживает фильм Михаила Швейцера с Олегом Янковским

http://www.youtube.com/watch?v=YGPIfvRmJh8

Михаил Пореченков во МХАТовской  постановке тоже убедителен, хотя и не так страшен, как это рисует воображение при прочтении Льва Николаевича:

 http://www.youtube.com/watch?v=_dl0DIEheFY

Музыкальный подтекст повести (что такое эта "Крейцерова соната" Бетховена? и почему Лев Николаевич так убийственно категоричен к музыке? и версия о том, что там вообще произошло в этой страшной истории с точки зрения уже не главного героя-рассказчика, а его жены?) лучше Михаила Казиника никто не раскроет:

http://www.youtube.com/watch?v=Ro-bAKUobr8






Другие статьи