Мать Тереза. Карандаш в руках Бога.




13.08.2012
Автор проекта


___________1

Мать Тереза принадлежит к числу великих личностей, оказавших влияние на весь ход ХХ века. Она была выдающимся деятелем современной истории, а также истории Церкви. Но прежде всего она была невероятно обаятельным человеком. Велика была и ее духовная сила, которая соединялась с природным обаянием. Мать Тереза соответствовала всем общепринятым представлениям о "норме", была совершенно естественна, - и тем привлекала. Все ее приоритеты сформулированы с ясностью, не допускающей двусмысленного толкования  в одном из немногих высказываний о себе самой: "По рождению я албанка, ныне - гражданка Индии. а еще я - католическая монахиня. Моя работа принадлежит всему миру, а сердце - одному Христу." Она была "созерцательницей в миру", большая часть ее души была направлена вовнутрь, погружена в созерцание Бога, Его любви и Его Промысла.
Мать Тереза прекрасно понимала природу власти. Она и сама была безусловно послушной, однако никогда не проявляла подобострастия и никогда ничего не делала лишь затем, чтобы угодить вышестоящему начальнику, будь то епископ или кардинал.
Глубокое и подлинное уважение испытывали друг к другу мать Тереза и Папа Иоанн Павел II - эти два представителя Церкви, а для нас также представителями современной истории. Их манера приветствовать друг друга была весьма своеобразна и отвечала характеру каждого: мать Тереза на индийский манер складывала руки перед грудью, а Иоанн Павел II ласково ее обнимал. Они, общаясь, сразу же переходили к делу, не болтая о пустяках, которые не имели отношения к непосредственной теме их разговора. Так общаются лишь люди, полностью доверяющие друг другу: им не нужно светская беседа, не требуется соблюдать этикет.
В 1957 году мать Тереза впервые взяла на свое попечение больного лепрой и распорядилась обучать сестер уходу за прокаженными. В этих больных она видела "особо возлюбленных етей Боа", ибо своим страданием они приобщаются к страстям Христовым. Вскоре она основала передвижные клиники и стационарные центры для приема и лечения прокаженных, затем в 300 километрах от Калькутты - деревню "Шанти Нагар"(Обитель мира"), где прокаженные под руководством миссионерок милосердия работали в мастерских, разводили кур и сами себя содержали.
Американский корреспондент, наблюдавший, как мать Тереза ухаживает за больным, смазывая омерзительные язвы, с отвращением воскликнул:
- Я не стал бы это делать и за миллион долларов.
- За миллион долларов и я не стала бы! - ответила мать Тереза.
К беднейшим из бедных мать Тереза была особенно привязана.  Прошла путь послушницы в миссионерской конгрегации "Сестры Лорето" в Дублине в 1928 году (Сестры Лорет - институт Пресвятой Девы Марии - миссионерская конгрегация, созданная 1821 году и уже в 1842 году основавшая монастырь в Калькутте. Главный дом конгрегации находился в Дублине, Ирландия)).  Провела в конгрегации на севере Индии полтора десятилетия, принеся временные и вечные обеты. Но во время октябрьской поездки 1946 года в Калькутту  решилась вести нищенское существование вреди бедняков, не иметь никакой собственности и полностью положиться на провидение и попечение Господа. В день после праздника Успения Пресвятой Богородицы, в августе 1948 года, после 18 лет жизни в конгрегации, мать Тереза сняла с себя монашеское облачение и покинула монастырь.
Я не умею делать то, что умеешь ты. А ты не умеешь того, что не умею я. Вместе мы сможем сделать для Бога что-нибудь прекрасное.
Мать Тереза обладала даром излагать сложнейшие богословские учения простыми и краткими фразами.
Если ты принимаешься судить, у тебя не остается время для любви. Луше не обвинять, а извинять.
Плод тишины - молитва.
Плод молитвы - вера.
Плод веры - любовь.
Плод любви - служение. 
Плод служения - мир.
Вместе с ней самые малые практические деля обретали огромное духовное значение. Многие ее высказывания используют в соответствующих жизненных ситуациях. К примеру, вытирая со столя, она повторяла: "сколько ни три, стол не сделается новым, но вытирать его следует с такой любовью, чтобы и в самом деле его очистить"
Как научиться смирению? - вопрошала она и сама же отвечала на свой риторический вопрос: - Смиряя себя. Бог призвал меня вовсе не для того, чтобы я была успешной. Он призвал меня быть верной.
Неудачи и разочарования тоже были ее спутниками. И по этому поводу мать Тереза однажды сказала: - Я знаю, Бог не возложит на меня сверх того, что я могу снести. Но порой мне хотелось бы, чтобы Он не оценивал мои силы столь высоко.
Для нее любая боль, любое огорчение и даже страдание было "Божьим подарком". Человек может превратить в "подарок Бога" все, что угодно, - достаточно небольшого усилия воли. Наивной она не была. Не была он и слепа ко злу. Однако однажды она приняла волевое решение, которому следовала всю жизнь. Да, это был сознательный акт воли - жить в любви и надежде. Сознательное решение - видеть в людях хорошее и верить в добро.
"Хуже бедности - одиночество и отсутствие любви. В нынешние времена самый тяжелый недуг не лепра и не туберкулез, а чувство, что ты никому не нужен. Мир скорее изголодался по любви и уважению, чем по хлебу. Если человек одинок, брошен, если он остался без работы, чувствует себя ненужным, отверженным обществом, то это тоже бедность. причем это такая форма бедности, устранить которую намного сложнее, чем голод. И вот такой нищеты полным-полно в самых богатых странах. Помимо жизненно важной физической потребности в воде, существует не менее великая духовная жажда: любить и быть любимыми."Когда мы улыбаемся друг другу, это - деяние любви, это дар одного человека другому - это чудо. Когда у вас нет причин улыбаться - просто улыбнитесь! Если встретите человека, который не улыбается - поделитесь с ним улыбкой!". Мать Тереза не считала радость неким 
"фонариком", который включается при определенных настроениях. Но она верила, что все настроения зависят от нашей воли.
Мать Терезу нередко попрекали тем, что она не помогает людям "самим помогать себе". Так сказать, дает беднякам рыбу, а следовало бы вручить им удочки и научить рыбу ловить. Она всегда отвечала: мои бедняки слишком слабенькие, им удочку в руках не удержать. Вот когда они выздоровеют и окрепнут, пусть тогда наши критики учат их, как ловить рыбу!" Мать Тереза была миссионеркой до кончиков ногтей: в каждом человеке она видела действие Иисусовой любви и Божьего всемогущества. Принадлежать Иисусу для матери Терезы означало исполнять - конкретно и бескомпромиссно - работу Бога в миру. Это значило для нее превратиться в инструмент, при помощи которого Он осуществляет Свои планы. Находясь рядом с матерью Терезой, большинство людей начинало понимать, сколько мало вещей в действительности нужно человеку и сколь небольшой суммой можно обойтись, если придерживаешься простого образа жизни. Она утверждала, что отсутствие собственности, как и отсутствие планов, - глоток свободы, и потому все, чему она не находила немедленного применения, лишь отягощало ее. "Важен не размер даяная. Важно, сколько любви мы в него вкладываем." С любовью и охотой мать Тереза непременно дарила каждому, с кем встречалась, хоть что-нибудь! Даже самый малый подарок был знаком ее любви к одаряемому. Даже самым незначительным по цене подарком она пробивала брешь в панцире нашего эгоизма и отъединения. Всех сестер мать Тереза учила одному и тому же: подарок - знак любви. Маленький знак внимания - свидетельство великкой любви. "Иисус ждет от нас не великих дел, но малых. Малых, но сотворенных с великой любовью". Выражением ее девиза - "Пусть твоя любовь проявится в живом действии" (Put your into a living action) - было постоянное зоркое внимание ко всем окружающим ее людям. От ее внимание не ускользала ни малейшая деталь, она старалось помочь словом, делом, а если ничего другого в ее распоряжении не было, то молитвой. Для всего мира мать Тереза являет образец христианской любви и сострадания. Ее имя стало синонимом нежной заботы о бедных, о самых несчастных людях. Многие хотели бы знать, в чем заключается ядро ее веры, глубинная тайна матери Терезы. Когда ее спрашивали: - Мать Тереза, в чем ваша тайна? Она отвечала: "Все просто - я молюсь. Плод молитвы - любовь. Плод любви - служение...Без бензина не поедет машина, без крови нет жизни. А без молитвы умрет душа. Молитва очищает сердце, а чистое сердце Бога узрит. Если твое сердце чисто, ты сможешь видеть Бога во всем и в каждом человеке. Когда мы узрим Бога, мы будем любить друг друга так, как Он возлюбил нас. Когда мы увидим Бога друг в друге, то сможем жить в мире и делиться радостью любви с каждым. Бог будет посреди нас." (узреть Бога - способность ощутить присутствие и ействие Бога в своей жизни, видеть во всем Его руку и с любовью отвечать на Его попечение о нас). Освободим свой ум. Не будем молиться долго, не надо, чтобы наши молитвы длились бесконечно; пусть они будут короткими и полными любви." Ключевой фразой матери Терезы о молитве можно назвать следующую: "Бог говорит в тишине наших сердец. Мы слушает, а затем от полноты сердца говорим. И Он слушает. Это и есть молитва".
Отказ от собственной значимости был в глазах матери Терезы первым шагом к святости."Мы - трубы, - любила повторять мать Тереза. А трубы делай хоть из золота, хоть из серебра - все равно. Не так важен материал, как их пропускная способность." Древнейшее христианское обращение к Деве Марии, найденное в египетских папирусах III века: "Под твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица",-была повседневной, значимой молитвой матери Терезы и ее сестер. Земной путь - это мучительный путь осовбождения от рабства греха и эгоизма, путь "дозревания" до святости и бескорыстной любви. Для каждого человека Бог начертал самый лучший жизненный путь. Важно уметь "прочесть" этот великий замысел, принять его и смело последовать за голосом призвания.
Мать Тереза не забывала никого, кто хоть раз ей помог. К счастью, она обладала фотографической памятью. "Мы видим нужду и действуем",- говорила она. Когда ее расспрашивали о причинах голода в Африке, она отвечала: этими вопросами мы не занимаемся. Мы не спрашиваем, как, когда и почему. Мы просто видим нужду и действуем.
Мать Тереза глубоко уважала людей, их веру и убеждения. Она никого не принуждала к переходу в христианство, не пыталась затащить в свою веру. Более того: она стремилась нести людям не учение, а показывать плоды этого учения, деятельную любовь. Сердце, исполненное Любви. Руки, которые воплощают эту любовь в дела. Любовь, которой жила мать Тереза, не умела принуждать. Ее любовь порой казалась чуть ли не беспомощной: никогда никого не заставлла, ни к чему не принуждала, но старалась вовлечь, воткать каждого в единую сеть любви.
Молитвой святого Франциска Ассизского мать Тереза начала свою речь в зале Генеральной Ассамблеи ООН:
Дай мне, Господи, быть орудием Твоего мира, 
чтобы я нес любовь ненавидящим,
прощение - обижающим,
примирение - враждующим, 
веру - сомневающимся, 
надежду - отчаявшимся 
радость - скорбящим, 
чтобы я нес свет во тьму.
Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения, 
понимать, а не ждать понимания, 
любить, а не ждать любви.
Ибо, кто дает, тот обретает, 
кто о себе забывает - находит себя, 
кто прощает - будет прощен, 
кто умирает - воскресает для жизни вечной.
Аминь.
В уставе своей конгрегации мать Тереза описала то, каким должет быть дух общины, выделив три пункта: "исполненное любовью доверие", "волная и безусловная самоотдача" и - "бодрость", даже "веселье". Исполненное любовью доверие - это довере к замыслу Бога. "Бог не может наполнить то, что уже и так заполнено". Так сказала она однажды, подразумевая: если мы полны собой, напичканы тщеславием и эгоистическими планами, уверены, что справимся со всем сами, то Богу невозможно иметь с нами дело. С 5 сентября 1997 года мать Тереза живет на небесах. Но сама он говорила: "Я буду частенько отлучаться с небес, чтобы помогать на земле". Здесь, на земле, ее работу продолжают миссионерки милосердия, творя добро. а потому она жива! Кто хочет ныне видеть блаженную мать Терезу, пусть посмотрит на ее сесетр. в них, как и в матери Терезе, мы распознаем "карандашики Божьи".
 по материалам книги Лео Масбурга "Мать Тереза: 50 удивительных историй".




Другие статьи