Масштаб личности и судьбы совпали.




19.02.2013
Автор проекта


________2

16 февраля 2013 года в возрасте 94 лет после продолжительной болезни скончался философ, культуролог, писатель, член Академии гуманитарных исследований и публицист Григорий Соломонович Померанц.

В своей автобиографической книге «Записки гадкого утенка», Григорий Померанц писал: «Счастливый принц, увидев старость, болезнь и смерть, стал Буддой. Мне бесконечно далеко до этого, и все же я для этого именно живу. Для того, чтобы кто-то, получив толчок от меня, передал его другому, и в конце концов кто-то, крутящийся вместе с нами, вдруг остановился в центре круга. Он поймет меня лучше, чем я сам себя понимаю. Он поймет все. Даже если не прочитает, не увидит ни одной моей строчки».

Свой философский путь Померанц описал следующими словами: «Я начал комментировать Достоевского по Марксу, а закончил толкованием Маркса по Достоевскому».

В качестве пути для общества философ указал: «Только новый дух, найденный в собственной глубине, может нас вывести из трясины. И об этом, собственно говоря, идет речь во всех моих книгах»

‎"...Одна из проблем, которую нельзя решить высокоточными ракетами, - миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков. Примитивные народы умели воспитывать своих мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в одну голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и религии, а не только техническая информация. Культура была духовным и нравственным целым. Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинейджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой. Мир изменился, каждые пять лет он другой, и все старое сбрасывается с корабля современности. Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша. Полчища Смердяковых, грядущие гунны, тучей скопились над миром. И они в любой день готовы пойти за Бен Ладеном или Баркашовым. Записку Иконникова гунны не прочли (а если б и прочли - что им Иконников? Что им князь Мышкин?). Судьбу Другого они на себя не возьмут… 

Одно из бедствий современности - глобальная пошлость, извергаемая в эфир. Возникает иллюзия, что глобализм и пошлость - синонимы. И глобализм уже поэтому вызывает яростное сопротивление. Не только этническое. Не только конфессиональное... 

Одна из особенностей великих культурных миров - способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра и покаянию за отрыв от него…. Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться от лихорадки деятельности, от "блуда труда, который у нас в крови" (Мандельштам). Пионерами могут быть и большие и маленькие страны, сильные и слабые. Мы не знаем, кто вырвется вперед. Но начинать должны все. 

Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада. Дети схватывают начатки нового быстрее взрослых. Я вспоминаю слова девочки четырех лет: "Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья"…. С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой. 

Если мы будем просто звать людей ограничить свои потребности, ничего не выйдет, кроме раздора. Петр кивнет на Ивана, Европа на Америку, Азия на Европу. Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли…. 

Школа не может отвлечься от сегодняшнего дня, не может не готовить программистов, юристов, менеджеров. Но сегодняшний день скоротечен, и течение несет его к смерти. Слово "кала" на санскрите - омоним: и время, и смерть. Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен. 

Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу. Со временем - используя телевидение, если оно повернется к величайшей проблеме века…."

Философ, культуролог и публицист Григорий Соломонович Померанц родился 13 марта 1918 года, в городе Вильно (ныне — Вильнюс, столица Литвы). В 1940 году окончил Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ) по отделению русской литературы. В 1941 году ушел на фронт добровольцем, был ранен.

Студенческая работа Померанца о Достоевском была оценена преподавателями как антимарксистская, кандидатская диссертация уничтожена после его ареста в 1949 году. Был осужден за антисоветскую агитацию на пять лет. С 1950 года по 1953 год находился в Каргопольлаге. Был освобожден по амнистии, в 1958 году — реабилитирован.

В 1953-1956 годах работал сельским учителем в Краснодарском крае. Вернувшись в Москву, стал сотрудником Библиотеки общественных наук (ФБОН).

К 1953-1959 годам относятся первые эссе Померанца ("Пережитые абстракции") — работы, построенные в традиционной форме философского диалога.

В 1959-1960 годах вокруг Григория Померанца образовался полуподпольный философско-исторический и политэкономический семинар. Он занимался правозащитной деятельностью, поддерживал отношения с инакомыслящими различных направлений, участвовал в неофициальных научных семинарах.

Григорий Померанц — автор многочисленных философских работ, распространявшихся Самиздатом и оказавших в 1960-1970-е годы огромное влияние на мировоззрение либеральной интеллигенции. Сильный резонанс вызвали его эссе "Квадрильон" и "Нравственный облик исторической личности". В 1967-1968 годах оба эссе были перепечатаны за рубежом.

За границей были напечатаны его работы "Неопубликованное" (1972, Мюнхен), "Сны земли" (1984, Париж), "Открытость бездне. Этюды о Достоевском" (1989, Нью-Йорк), статьи в журнале "Синтаксис". Он автор работ по истории русской культуры XIX-XX веков, культуры Востока, философии истории и религии.

В советских изданиях его публикации с 1976 года по 1987 год были запрещены.

С 1990 года Померанц печатался в России: "Открытость бездне. Встречи с Достоевским" (1990), "Собирание себя" (1993), авторский сборник эссе в журнале "Русское богатство" (1994), "Выход из транса" (большая книга философских эссе, 1995), мемуарно-философская книга "Записки гадкого утенка" (1998), "Страстная односторонность и бессмертие духа" (1998). Многие его произведения переведены и опубликованы на европейских языках.

Померанц был членом Академии гуманитарных исследований.





Другие статьи