Каких выпускников ВУЗов ожидает отрасль маркетинговых коммуникаций




15.04.2012
Автор проекта


___________

 

Каких выпускников ВУЗов ожидает отрасль маркетинговых коммуникаций

Качество бывших студентов, которые приходят на работу в коммуникационные агентства или маркетинг отделы компаний, определяется огромным количеством факторов: от самых ситуативных до национальных.

Я бы выделила следующие блоки таких факторов

«Образовательные»

Маркетинг коммуникации не такая наукоемкая отрасль, как кибернетика или сельское хозяйство, где надо обладать специфическими знаниями или навыками. Лишь только некоторые профессии требуют каких либо особых умений (креатив, в какой-то степени ПР и медиа), поэтому ВУЗам не стоит надувать щеки и делать вид, что все 5 лет у них есть, чему учить в маркетинге молодых людей. Все, что нужно для работы можно уложить в 6мес. обучения

Маркетинг коммуникация отрасль очень динамичая. Она напрямую зависит от постоянно изменяющего спроса потребителя и предложения производителя, поэтому те приемы и ходы, которые были актуальны даже год назад могут быть уже не релевантны сегодня. Поэтому если даже те знания, которые приходят в процессе работы, устаревают так быстро, то, что можно говорить о знаниях, полученных в ВУЗе 2-3-5 лет назад...

Практики не идут преподавать в ВУЗы (по крайне мере, в данный момент), существующие кадры или не имеют доступа к информации (не знают язык, не умеют работать в современном инфо пространстве), или желания (чаще всего) или даже понимания необходимости самообучаться современным тенденциям. Поэтому качество маркетинг образования априори ставится всеми современными компаниями под большое сомнение. Никто не ждет готового специалиста из ВУЗа, а скорее задумывается о системе быстрого обучения внутри компании.

«Социальные»

Поколение конца 80х-начала 90-х, которое является основной базой притока молодых кадров сейчас, выросло во времена, когда их сраженные новой эпохой родители мерзли на базарах Польши, собирали урожаи в Херсоне, строили мелкие бизнесы в Киеве, таким образом обеспечивая деткам благоденствующее состояние в полном уюте и достатке, да еще иногда в окружении компьютера и телевизора в обмен на общество дворовых друзей или школьных подруг. То есть выросло поколение, которое не умеет работать, напрягаться, общаться, бороться за себя и дело, про идеалы я вообще молчу.

«Культорологичные»

Историческая данность двуязычия страны, с которым ничего не поделают никакие президенты и их акции

как ни обижайтесь, «узость» ментальности, отсутствие стратегического взгляда на мир 

убогая, убитая и не подлежащая восстановлению, как минимум, в ближайшие 20 лет программа образования в школах

выдала на гора молодежь, которая безграмотно говорит и пишет на обоих языках, не понимает важности изучения иностранного языка, запуталась в своей истории, мыслит размером операционной задачи.

Вот с этим неподъемным грузом современным компаниям и «приходится взлетать».

Важно! Данные факты касаются 80% той молодежи, которая выходит в мир. При этом я не хочу сказать, что на пути не встречаются грамотные, образованные интеллигентные, чего-то еще жаждущие ребята (оставшиеся 20%), которые и становятся костяком компаний, быстро делают карьеры и становятся основой бизнеса страны. Другое дело, что с каждым годом их становится все меньше и меньше...

Так вот излагаю пожелания к студентам, исходя из вышесказанного.

Очень рекомендовала бы потратить старшие классы школы и 5 лет ВУЗА на:

изучение русского и/или украинского языка в той же степени, в какой это давала советская школа (а не 0 или 1 час в неделю, как это происходит сейчас)+чтение качественной литературы на языке оригинала

обязательное изучение английского языка на уровне достаточном для общения и письма

обретение навыков работы с компьютером и сетью. Свободное владение программами Word, Excel, ppt. Отличные навыки поиска – мало того не прямого по словам и фразам, а умение выстраивать ассоциации, корреляции, связи, чтобы находить не только телефоны, адреса и тексты, откуда списать реферат

развитие навыков самопрезентации – внятная речь, уверенное владение собой, умение выразить мысль за нужный промежуток времени

умение работать с информацией – поиск во всех возможных источниках, а не только через Google, ее анализ, ее структурирование и логичное изложение

И о не менее важном. Вряд ли это можно ввести в вышеизложенный список, так как я уверена, что этот посыл скорее даже направлен не к молодым, а к их родителям. Как любят говорить заведующие детскими садиками: «Наша главная проблема – не дети, главная проблема это их родители»... Я к тому, что именно от того сумели ли родители понять надобность и привить эти навыки детям с младенчества, зависит степень дальнейшего мучения их чад в преодолении того, чего они не выучили в детстве, а именно:

склонность к изучению и пониманию мира: хотелось бы чтобы нынешняя молодежь им интересовалась – литературой, искусством, кинематографом, модой, новостями, психологией человека и пр. пр. пр. Лишь человек с широким кругозором, любопытный, склонный к анализу сможет развивать свои знания дальше и вырости в крепкого профессионала в любой отрасли

трудоспособность: умение напрячься над собой, приложить усилие, потратить больше, чем можешь, понимание того, что помимо бесконечных потребностей и желаний, для начала есть обязанности. И они идут по классике в начале, желания – потом. 

И в итоге, если вернуться к образованию, то я лично убеждена, что особого значения корочка ВУЗа не имеет. Да, удобнее, когда сотрудник приходит с экономическим образованием и хотя бы в общих чертах представляет себе, как работает мировая экономика, что есть компания и как зарабатываются деньги. 

Как я уже упоминала ранее, в медиа и исследовательский бизнес чаще идут ребята с мехматов. В ПРе гораздо быстрее растут политологи и социологи. Очевидно, что для работы в креативе нужны навыки художника или web-дизайнера, а для работы журналиста или копи-райтера необходимо филологическое образование, с которым у нас в стране как раз самая большая катастрофа... Другое дело, что выбирая между ленивым отличником-маркетологом и трудоспособным энтузиастом с корочкой биофака, я отдам предпочтение второму.

В любом случае компании в таких условиях тратят огромное количество времени и средств на то, чтобы быстро обучать новичков. Практически во всех международных компаниях есть отлаженные системы развития персонала, в агентствах разработаны программы обучения и роста. 

Так что потратьте, дорогие студенты, свое бесценное время на пункты 1-5+советы родителям и не заморачивайтесь на названии ВУЗа, в который поступаете. К сожалению, в нашей стране (!) ни один из них Вам не даст больше того, что вы можете взять сами от мира, обладая пониманием «зачем?» и усердием!

Иветта Деликатная

В маркоме с 1995г: Provid/BBDO, Talan Communications, Talan Group, Proximity Russia

Начальник службы управления талантами AGL, лидер корпоративного университета Talentari, член совета директоров AGL

К.э.н., КИМО, Номинант премии «След в рекламе»,Создатель МАМИ, UAPR; Член Правления ВРК

Со-владелец танцевального клуба Release






Другие статьи