Духовное избегание




07.05.2017
Автор проекта


Sunrise

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ИЗБЕГАНИЕ

Эссе. Олег Силявский 2017г.

Психотерапия – исцеляющее и просветляющее занятие для многих людей. Ещё более просветляющими бывают духовные учения и практики. Но и то, и другое можно использовать совсем иначе. Не в целях исцеления и развития. А в целях избегания значимого переживания, отсрочки кардинального решения и сбегания от жизни вообще. В своей практике я встречался с многими видами терапевтического и духовного избегания. Опишу некоторые из них.

1. Безопасность в группе как вид избегания.

В самый первый раз я осознанно столкнулся с такого рода избеганием в учебной психотерапевтической группе. Это обычно выражалось в том, что группа долго не могла приступить к работе, а потом кто-нибудь заявлял, что не может в группе говорить, не может раскрыться и т.д., потому что не чувствует достаточно безопасности. Так мы сидели часами. Иногда мне хотелось заорать: «Вашу мать!! Да сколько же вам нужно безопасности, чтобы начать разговаривать?» Уж где-где, но в терапевтической группе безопасности хоть отбавляй! Мало того, что есть правила, что за всем приглядывает ведущий — профессиональный терапевт, что уже давно познакомились ну оч-чень глубоко! Нет, каждый раз начинается одна и та же бодяга! Заходит кто-то с утра в группу и говорит: «Что-то сегодня я чувствую себя здесь небезопасно!» После этого хочется дать ему в морду, чтобы подтвердить его ощущения, потому что уже очевидно, что группа снова целый день будет заниматься х..нёй, прояснением каких-то отношений, чтобы всем стало безопасно. А поскольку группа состоит из людей не вполне адекватных, то добиться безопасности и комфортности для всех вообще не представляется возможным. С этой ситуацией я позже встречался много раз, как ведущий в своих собственных группах, так и в группах других терапевтов.

Понятно, что когда группа или человек подходит к некоему главному вопросу, хочется отсрочки, возможно, действительно нужно собраться с духом, подготовиться, настроить себя. Поэтому пару кругов поневоле сделаешь, прежде чем приступить к важному. Но как же часто это превращается в бесконечное хождение по кругу, когда люди просто забывают, для чего они здесь собрались! Они уходят в процесс ради процесса, в создание неких особо специальных условий для … чего? Это и есть групповое терапевтическое избегание. Хочется спросить:

Сколько вам нужно безопасности для того, чтобы начать разговаривать и предъявлять себя? Возможно, столько безопасности в группе не бывает.

2. Комфортные условия как вид избегания.

Подобным избеганием люди занимаются и по жизни. Они могут годами ждать особенных условий для того, чтобы сделать нечто важное: начать бизнес, создать семью, написать книгу и др. Психотерапия тоже предоставляет таким людям возможность отсрочки. Вот подлечусь маленько, а там уже и!.. А терапевт, например, психоаналитик, даже даёт соответствующее указание: в процессе терапии не менять кардинально свою жизнь. Вот лафа!! Теперь можно «официально» не меняться! Часто на тренингах или в индивидуальной работе я слышу от клиента: «я ещё не готов к этому», «я ещё не дозрел». Иногда я спрашиваю, не боится ли клиент совсем перезреть и сгнить, к чёртовой матери, пока «готовится» к своему важному шагу.

Какие вам нужны условия для того, чтобы начать действовать? Возможно, наилучшие условия для вашего стартапа были вчера…

3. Ученик в психотерапии – избегание практики, бесконечная учёба.

Я провёл свой первый тренинг по гештальт-терапии в 1992 году после двух тренингов, которые прошёл сам, правда у лучших мастеров жанра: Даниила Хломова и Нифонта Долгополова, но всё же… Два тренинга! Я тогда честно сказал моим слушателям, что ещё совсем не гештальт-терапевт, а только учусь, но кое-что я узнал о Гештальте и готов это им передать. И они согласились! Это был прекрасный тренинг – люди были очень довольны. А я сделал первый шаг в Гештальте и, кстати, отбил свою учёбу.

Потом, продолжая своё собственное обучение, а впоследствии обучая гештальт-терапевтов на 2-й и 3-й ступени, я видел учеников, которые тратили годы жизни и много денег на образование в психотерапии, но так и не начинали практику. Закончил вторую ступень, получил квалификацию гештальт-терапевта. Отлично! Начинай практиковать! Нет, он идёт на третью, получать супервизора и тренера. Зачем? Ты же ещё не практикуешь как терапевт! Потом идёт в одну специализацию, в другую. Зачем тебе специализация, специализированные навыки? Ты же ещё не практикуешь базовые!! Может, человек просто таким образом подлечивается? Так иди в хорошую терапевтическую группу, зачем делать вид, что ты чему-то учишься! На самом деле он и не учится, и не лечится. Он занимается учебным избеганием. Если вы в этом узнаёте себя, то подумайте:

Сколько вам нужно компетентности, чтобы начать практиковать? Возможно, столько на этом уровне познания и быть не может.

4. Психотерапия как избегание перемен.

Теперь самое любимое – психотерапия. Оно понятно, что в терапии мы обычно занимаемся медленными процессами, что некоторые проблемы прорабатываются годами, что рост личности проходит год-за-месяц и всё такое… Но иногда мы даже не замечаем, как психотерапия превращается в некую свою противоположность – терапевтическое избегание.

Давным-давно, на заре моей практики, была у меня клиентка, с которой мы работали почти два года над тем, чтобы она смогла разрешить свои внутренние проблемы по поводу мужчин, вступить в полноценные любовные отношения и выйти замуж. Я помню последние полгода нашей терапии, когда она приходила на сессии и часами говорила какую-то ересь, а я её поддерживал и шёл за клиентом, точнее, в основном, спал за клиентом. )) И ничегошеньки не происходило на протяжении многих встреч. Потом она прекратила терапию. Я-то подумал тогда, что клиентка не смогла «долечиться» и прервала процесс. Каково же было моё удивление, когда через полтора года я встретил её на улице с маленьким ребёнком на руках! Она за то время, оказывается, вышла замуж и родила. Сейчас я благодарен этой клиентке за то, что она ушла из терапии и решилась на собственную жизнь. Потому что я бы её «лечил» ещё долго! )) Она показала мне пример того, что должно на самом деле происходить с клиентами: они должны прекращать лечиться и начинать жить. Теперь, если я не вижу, что в процессе терапии клиент хотя бы в чём-то становится жизнеспособен, я начинаю подозревать, что мы занимаемся терапевтическим избеганием.

Очевидно, что психотерапевт имеет выгоду от затягивания терапии и не всегда способен разглядеть, где действует на пользу клиента, следуя медленным процессам, даже и притормаживая его ему же во благо, а где неосознанно идёт за своей выгодой, не только и меркантильной, как некоторые думают… Ведь куда важнее выгода духовная! Нужно же нам кому-то помогать, исцелять, причинять добро и наносить пользу. Давай ещё немножко продвинемся, ещё чуток ты станешь лучше, мой клиент! Сколько можно его «подлечивать»? Ведь известно ещё со времён Фрейда, что «анализ конечный и бесконечный». Хочется спросить кое о чём психотерапевта:

Насколько твой клиент должен «подлечиться», чтобы ты мог его спокойно отпустить в жизнь? Возможно, настолько здоровыми люди не бывают!

Здесь есть и ещё одна сторона вопроса. Ведь эффективность психотерапии непосредственно связана со способностью самого терапевта к изменениям. Практически всегда невозможность клиента продвинуться в терапии имеет зеркальную невозможность сделать некий важный шаг со стороны психотерапевта. Либо терапевт боится ошибиться с главной )) интервенцией, ему нужно ещё и ещё информации. Либо же он сам не хочет изменяться, а это блокирует дальнейшее продвижение клиента, поскольку тот человек, который сопровождал клиента до сих пор и тот, который поведёт дальше – это, как говорил чукча в анекдоте: «однако, два разные человека». И тогда:

Сколько ещё вы будете готовить свою самую главную интервенцию? Сколько ещё вам нужно часов терапии или клиентов, чтобы осознать свою точку роста и выйти из профессионального избегания? Возможно, столько клиентов не наберётся…

Сами же клиенты, в большинстве своём, не особо стремятся к исцелению. Мы знаем, что 70% людей приходят на терапию не для того, чтобы решить свои внутренние проблемы, а для того, чтобы их усовершенствовать. Единственное, что движет большинством этих людей – страдание. Оно заставляет заняться психотерапией. Если бы можно было избавиться от боли и страдания, но при этом никак не меняться, они бы так и сделали. Собственно, большинство именно так и пытается действовать. Приобретя в лице психотерапевта верного союзника, помогающего совладать с болью и дающего поддержку, клиент находит это положение дел уже вполне удовлетворительным. То есть он обретает утраченный баланс. И тогда психотерапия становится зоной комфорта и этаким прикрытием для человека, не желающего меняться. У него всегда есть и для себя, и для других отговорка: «я же работаю над этим вопросом с психотерапевтом». Он только забывает договорить: «уже много-много лет…» )) Пациент даже решает для виду некоторые проблемы, но никогда не коснётся самой главной, которая его и привела на терапию. Да и не в решении этой проблемы суть! Дело в том, что для клиента такая психотерапия становится заменой истинного роста, и… заменой жизни. Хочется спросить его:

И сколько же тебе нужно часов терапии, сколько внутренних проблем надо разрешить, чтобы почувствовать, что ты достаточно здоров, …чтобы ЖИТЬ? Возможно, настолько ты не подлечишься никогда!

5. Духовное избегание

Этот вид избегания прекрасно описал Джон Уэлвуд, по мотивам жизни людей в духовной общине. Он обнаружил, что только небольшая часть адептов действительно занимаются поиском духовного. Другие используют духовные практики и пребывание в монастыре или ашраме для того, чтобы уйти от болезненных переживаний и/или от неудачного контакта с социальной реальностью. Наличие духовного света даёт успокоение, а духовные практики, апеллирующие к трансцендентному и лишённые личностного содержания – прекрасный способ сбежать от своей жизни. Не стану подробно пересказывать Уэлвуда, он стоит того, чтобы прочесть оригинал. Но вот, что обнаружил я сам.

Обычные-то люди сливаются с более высоких переживаний в более низкие. Например, переводят душевную боль в соматическую болезнь. Но есть особая порода людей – искатели, адепты личностного и духовного роста. Они сбегают вверх!.. Чтобы не переживать проблемы более низкого порядка, они увлекаются духовным.

Моё наблюдение таково:

В духовные практики люди сбегают от личных отношений.

В отношения (в т.ч. психотерапию) сбегают от жизни.

Жизнь довольно проста по своей биологической природе: создай семью, построй дом, заведи детей, но люди выбирают отношения, отношения… отношения. Для чего? Чтобы сбежать от решения некоего главного жизненного вопроса и вообще, чтобы сбежать от жизни. Ведь пока они в отношениях, эта бодяга может длиться вечно. Если недостаточно личных отношений (чтобы сбежать от жизни), заводят терапевтические. И вот тут наступает полное раздолье: можно двигаться из группы в группу, в жизнь не попадая. Или от терапевта к терапевту. Годами…

Духовность же – это прекрасное прикрытие для тех, у кого нелады с личными отношениями. Однажды я зашёл в гости к клиентке и обнаружил у неё на столе книгу Елены Рерих, готовую к чтению. Я спрашиваю: «Зачем тебе это?», – ведь знаю катастрофическую ситуацию этой барышни: 36 лет, не замужем, с мужчинами швах, детей нет и не было, врачи говорят, надо срочно, иначе… и т.д. Она отвечает: «Это же важно, это духовное знание!» Я ей говорю: «Твоё духовное знание в другой книге – Джона Грэя «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», это именно тот уровень духовности, который тебе сейчас нужен, а твой главный духовный акт – пойти хотя бы на первое свидание». Это и была бы для неё настоящая духовность. Вот где воистину могла бы проявиться её сила духа!

Задачка, не решённая на предыдущем уровне духовного развития, будет оттаскивать вниз. И, как бы человек не сбегал в более высокое, придётся вернуться и решить вопрос. Или придётся бесконечно заниматься духовным избеганием.

Одна моя клиентка поехала в Индию на тренинг по духовным отношениям в паре, чтобы проработать свою любовную ситуацию. Она была в отношениях (!) с «одним козлом», в которого была влюблена. На тренинге она познала суть высокодуховных любовных отношений, и, в том числе, у неё случился роман с мужчиной «на высоком духовном уровне». И что же она обнаружила, вернувшись? Что здесь она по-прежнему находится в убогих и отвратительных отношениях «всё с тем же козлом»… Только теперь эти отношения стали ещё мрачнее в силу разницы между тем, «как оно здесь» и «как оно там». Она мне говорит: «Олег, ну ведь есть же такие отношения!» Есть. Но не для тебя. Это то, что было создано твоим гуру и высокодуховной общиной. Это не твоё. А твоё – вот оно тутати!

Сколько же вам ещё нужно мудрости и света, чтобы начать жить, работать, любить? Возможно, столько на этом уровне бытия и не наберётся!

Ещё пример. Разговариваем на ретрите с одним высокодуховным молодым человеком, который проповедует о любви к людям. Моя коллега спрашивает: «У вас есть любимая женщина?» Он отвечает: «Я люблю Бога и люблю людей другой любовью – божественной». Это гениально! Легко любить Бога или любить божественной любовью, ведь Бог никогда не против. Легко любить людей, всё человечество сразу – в силу его абстрактности. А ты попробуй любить этого конкретного Ваську, или, скажем, Сарру! Вот духовная задачка на все сто!

И в этом месте пришла пора остановиться. Я, конечно, хотел рассказать ещё многое. О системных архетипах. О том, как люди не решают проблему кардинально, а применяют симптоматическое решение. О том, как мы ходим кругами, используя при этом терапевтическое и духовное избегание, и чем дольше занимаемся избеганием, тем меньше шансов на кардинальное решение. Но… Я понял, что занимаюсь этаким «писательским избеганием». Ещё и ещё раз правлю статью, дополняю, чтобы сделать её лучше. А на самом деле, тяну время, потому что боюсь отправить своё творение на общественный суд. Посему и заканчиваю. Лучше потом ещё что-нибудь про это напишу. А для тех, кому интересно ещё подумать над темой, предлагаю для размышления китайскую пословицу.

Дерево, которое хочет раскинуть ветви высоко в небо, должно иметь очень глубокие корни.






Другие статьи